Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел VII жившимися к тому времени водными путями сообщения. Если мы допу­ скаем теоретическую возможность встречи Магнуша с русскими мона­ хами перед своей кончиной, то проанализируем варианты такого пути. Оценивая бытующую гипотезу о возможности участия иноков Вала­ амского монастыря в судьбе Магнуша (Магнуса), можно сказать следую­ щее. Для того, чтобы попасть в Мурманскую землю, куда, согласно тексту «Рукописания», вез своего отца Сакун (Хакон Магнуссон) - в Ладож­ ское озеро заходить бессмысленно. Тем более, как справедливо замечали исследователи, «надо обратить внимание на самое главное: в “Рукописа­ нии” нигде не говорится ни про Валаам, ни вообще про Ладогу»1, гово­ рится лишь о Полной реке, которой сын Магнуса Хакон повез отца в Норвегию. Учитывая враждебную ситуацию в Швеции, которую «ко ­ роль Альбрехт наводнил своими земляками - немцами», этот путь по воде должен был пролегать желательно в стороне от шведских террито­ рий. Если «Полная река» есть древнее название вообще морского пути и если они пренебрегли шведской угрозой, то плавание совершалось во­ круг шведского побережья к ближайшему норвежскому побережью - Хордаланн, где они и потерпели крушение. Официальное место кончины Магнуса указывается именно там - прибрежное местечко, архипелаг островов Бёмлу (норв. Bomlo). При этом норвежские источники упоминают здесь некий монастырь на острове, что в заливе Bomlafjord, и известно, что существовал он с 1230 года2. «Там была церковь Христа, но позже он был назван именем св. Олафа»3. Надо сказать, что, указывая дату кончины короля 1 декабря 1374 года, официальная шведская история настаивает на том, что тело его не было найдено, и потому могилы его нет. Похоже, что Католиче­ ской Церкви было проще скрывать какой-то весьма неудобный для нее факт, поскольку, например, известный историк Олаф Далин пишет: «Н и ­ кого из утопших при сем случае не нашли, кроме его одного (Магнуса), а посему простой народ почел его святым. Думают, будто тело его было поставлено в монастыре Варнгемском»4. Тем не менее, официально при­ знанной могилы у Магнуса нет, что, согласитесь, странно: все же речь идет о короле Норвегии. И, кроме того, если дата кончины Магнуса - 1 Кривцов Н. Последний приют короля Магнуса? / / Вокруг Света. 1994. № 11 (2650), ноябрь. 2 Lange С.A. De norske Klostres Historie i Middelalderen, Christiania, 1856. P. 174. 3 Кривцов H. Последний приют короля Магнуса? / / Вокруг Света. 1994. № 11 (2650), ноябрь. 4 Цит. по: там же. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz