Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 2. Гипотеза о древних русских монастырях в районе Варангер-фьорда на этом месте находится норвежский городок Вардё и остатки средневе­ ковой крепости. Оговорка «близ Варгава» вынужденная и связана с тем, что на Севе­ ре, на Белом море, с конца XIV века существовал еще один Никольский монастырь. Это описанная нами выше Николо-Корельская обитель, ос­ нованная преподобным Евфимием Корельским. Что касается «монастыря св. Николая близ Варгава», то, возможно, его вновь пытались возродить приблизительно в конце XV века, но эта древняя обитель была окончательно разорена около 1537 года. Надо заметить, что именно в это время здесь происходили события, связанные с завершением процесса утраты Норвегией самостоятельно­ сти. В этом 1537 году датский король Кристиан III подавил попытки ка­ толического архиепископа Норвегии Олафа Энгельбректссона отделить­ ся от датской церкви, впавшей в лютеранскую ересь. Церковь в Норвегии оказалась подчиненной датскому королю, и начался насильственный пе­ реход из католичества в протестантизм. «Н а Норвегию было распро­ странено датское церковное устройство - ординация [рукоположение в священный сан. - Е. М.], богослужение отправлялось на датском языке ( «датская Литургия» ) » \ «Реформация не встретила поддержки у широких слоев населения Норвегии. Закрытие монастырей, в которых бедняки и больные находи­ ли помощь и пропитание, нанесло им тяжелый удар. Реформация отмени­ ла культ святых, в которых народ привык видеть своих заступников и це­ лителей; длительное неодобрение вызывало и уничтожение религиозных изображений в храмах»2. Таким образом, не исключено, что окончательное разорение Николь­ ского монастыря имело те же мотивы, поскольку он находился на терри­ тории с датской юрисдикцией, а влияние Москвы в этих краях было край­ не незначительным. Так что известное наставление Трифона о необходи­ мости «беречься люторской и калвинской ереси», вполне возможно, было продиктовано опытом его личного столкновения с такими церковными «революционерами» на берегах Мурмана «близ Варгава» в 1537 году. Иных сведений о какой-либо деятельности этого монастыря не со­ хранилось, и, несомненно, он мог бы разделить безвестность судеб мно­ гих других уединенных монастырей Кольского Севера, исчезнувших 1 Чернышева О.В., Комаров Ю.В. Церковь в Скандинавских странах. М., 1988. С. 121. 2 ГуревичА.Я, КанА.С. История Норвегии. М.: Наука, 1980.С.310. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz