Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 2. Гипотеза о древних русских монастырях в районе Варангер-фьорда монастырь близь Варгава». Другими словами, в тексте договора гово­ рится о том, что один русский монастырь «близ Варгава» уже разруши­ ли и «замышляли ограбить и уничтожить» другой, тот, который «у Печенги, близь острога Варгав». Что за русский монастырь «близ Варгава» был уничтожен шведами? Возможно, разгадка кроется в небольшой оговорке, сделанной гол­ ландским дипломатом Симоном ван Салингеном в его «донесении о Лапландии». Голландец, описывая события в районе церкви Бориса и Глеба на реке Паз, поясняет: там, где «в 1573 году русские бояре и по­ слы положили границей Паз-реку, или где первый Monckenfort» ( «Paesz oder der ersten M onckenfort»)1. Значит, при устье Паз-реки существовал некий древний «первый Монкенфорт». При этом важно обратить внимание на написание самого названия этого места - Monckenfort. На старонемецком «Moncken» значит «мо­ нашеский», а вот « fo rt» означает именно «форт» - укрепление. То есть речь идет о существовании первого монашеского укрепления (монасты­ ря); а вовсе не «монашеского фьорда» при реке Паз, как переводили пре­ дыдущие исследователи2. Таким образом, можно сделать важное предпо­ ложение, что место некоего самого древнего русского монастыря, «пер ­ вого монашеского форта» на Крайнем Севере - это губа Паз, место, где ныне стоит церковь во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, что у поселка Борисоглебский. И не в этом ли таинственная первопри­ чина столь непреодолимой тяги к этому святому месту всех поколений русских лопарей от самой древности до наших дней?3 «Русские люди и в древнее время селились и жили около Паз-реки»4. О том, что здесь в глубокой древности жили монахи, позже рассказывал историку Л.М. Филиппову и настоятель возобновленного монастыря ар­ химандрит Ионафан. Отец-настоятель утверждал, что многочисленные 1 Филиппов А.М. Голландец Салинген в России в XVI веке / / Литературный вестник. СПб, 1902. С. 120. (Далее: Филиппов А.М. Голландец Салинген в России). 2 Слово «фьорд» по-немецки пишется «Fjord». См.: Филиппов А.М. Голландец Салинген в России С. 120. ' Нынешние «восточные саамы» («skoltes»), живущие в Норвегии и Финляндии, постоянно поднимают вопрос об организации их свободного прохода к Борисоглебской церкви, что на реке Паз. «Не может умереть лопарь, не помолившись у Бориса и Глеба», - говорят они на встречах с нашими священниками. 4 Мелетиев Я, свящ. Памяти архимандрита Ионафана / / Архангельские епархиальные ведомо­ сти. 1915. №6. 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz