Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Глава 2. Гипотеза о древних русских монастырях в районе Варангер-фьорда монастырь близь Варгава». Другими словами, в тексте договора гово рится о том, что один русский монастырь «близ Варгава» уже разруши ли и «замышляли ограбить и уничтожить» другой, тот, который «у Печенги, близь острога Варгав». Что за русский монастырь «близ Варгава» был уничтожен шведами? Возможно, разгадка кроется в небольшой оговорке, сделанной гол ландским дипломатом Симоном ван Салингеном в его «донесении о Лапландии». Голландец, описывая события в районе церкви Бориса и Глеба на реке Паз, поясняет: там, где «в 1573 году русские бояре и по слы положили границей Паз-реку, или где первый Monckenfort» ( «Paesz oder der ersten M onckenfort»)1. Значит, при устье Паз-реки существовал некий древний «первый Монкенфорт». При этом важно обратить внимание на написание самого названия этого места - Monckenfort. На старонемецком «Moncken» значит «мо нашеский», а вот « fo rt» означает именно «форт» - укрепление. То есть речь идет о существовании первого монашеского укрепления (монасты ря); а вовсе не «монашеского фьорда» при реке Паз, как переводили пре дыдущие исследователи2. Таким образом, можно сделать важное предпо ложение, что место некоего самого древнего русского монастыря, «пер вого монашеского форта» на Крайнем Севере - это губа Паз, место, где ныне стоит церковь во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, что у поселка Борисоглебский. И не в этом ли таинственная первопри чина столь непреодолимой тяги к этому святому месту всех поколений русских лопарей от самой древности до наших дней?3 «Русские люди и в древнее время селились и жили около Паз-реки»4. О том, что здесь в глубокой древности жили монахи, позже рассказывал историку Л.М. Филиппову и настоятель возобновленного монастыря ар химандрит Ионафан. Отец-настоятель утверждал, что многочисленные 1 Филиппов А.М. Голландец Салинген в России в XVI веке / / Литературный вестник. СПб, 1902. С. 120. (Далее: Филиппов А.М. Голландец Салинген в России). 2 Слово «фьорд» по-немецки пишется «Fjord». См.: Филиппов А.М. Голландец Салинген в России С. 120. ' Нынешние «восточные саамы» («skoltes»), живущие в Норвегии и Финляндии, постоянно поднимают вопрос об организации их свободного прохода к Борисоглебской церкви, что на реке Паз. «Не может умереть лопарь, не помолившись у Бориса и Глеба», - говорят они на встречах с нашими священниками. 4 Мелетиев Я, свящ. Памяти архимандрита Ионафана / / Архангельские епархиальные ведомо сти. 1915. №6. 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz