Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел VII разорение (и первое по очередности) необходимо отнести ко временам более древним, чему есть косвенные документальные свидетельства истории. Но есть и иная точка зрения, полагающая, что упомянутое «в четвер­ тые» разорение было в 1589 году. Именно оно и есть самое страшное со­ бытие во всей истории монастыря, и именно тогда монастырь был пол­ ностью уничтожен, то есть «сгорел без остатку». Тогда предшествую­ щие три разорения, не упомянутые в житии преподобного Трифона, от­ носятся ко временам глубокой древности. В дипломатической переписке XVI века российская сторона неодно­ кратно подчеркивала этот факт давнего противоборства и настойчиво отстаивала более древнее начало монашеской жизни на Печенге, чем со времен прихода в эти края преподобного Трифона. Собственно, об этом ясно говорит и древнее житие Трифона: « И прииде на приморие великого моря окияна, в часть норваньския земли, на реку Печеньгу, в народ лопар­ ский. Ибо та норваньские земли часть святым народом издавна присо­ вокуплена к новгородскому владению, а по пленении Великого Нова-града [в 1478 году. - Е. М .] присовокуплена под державу Великих царей Москов­ ских и Российских самодержцев». Упоминаемый «святый народ», присо­ вокупивший в глубокой древности эти земли к Новгородской Руси, несо­ мненно, русские монахи. В своей грамоте королю Фредерику II, датированной 1582 годом, царь Феодор Иоаннович указывает на значительную древность именно Печенгской обители: «Ты, приятель наш Фредерик, в своей грамоте пи­ сал, что монастырь Печенгской в той Лопской земле как почали делати - лет сорок. Про то твои люди, не ведая, тебе сказывали. Тот Печенгской монастырь блиско ста лет, как стал. И спору о том прежде сего никогда не бывало»1. То есть монастырь в этих краях существовал уже во второй по­ ловине XV века. Как можно понять из текста, датчане отстаивали иной временной ру­ беж основания монастыря. По их мнению, он приходится как раз на 40-е - 50-е годы XVI века, то есть на момент появления нового, Свято- Троицкого монастыря в устье Печенги. При этом именно датские источ­ ники сохранили сведения о более давнем возникновении монастыря: 1 Жалованью грамоты царя Феодора Иоанновича / / Отечественные записки. СПб, 1829. Кн. CXVC.230. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz