Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VII разорение (и первое по очередности) необходимо отнести ко временам более древним, чему есть косвенные документальные свидетельства истории. Но есть и иная точка зрения, полагающая, что упомянутое «в четвер тые» разорение было в 1589 году. Именно оно и есть самое страшное со бытие во всей истории монастыря, и именно тогда монастырь был пол ностью уничтожен, то есть «сгорел без остатку». Тогда предшествую щие три разорения, не упомянутые в житии преподобного Трифона, от носятся ко временам глубокой древности. В дипломатической переписке XVI века российская сторона неодно кратно подчеркивала этот факт давнего противоборства и настойчиво отстаивала более древнее начало монашеской жизни на Печенге, чем со времен прихода в эти края преподобного Трифона. Собственно, об этом ясно говорит и древнее житие Трифона: « И прииде на приморие великого моря окияна, в часть норваньския земли, на реку Печеньгу, в народ лопар ский. Ибо та норваньские земли часть святым народом издавна присо вокуплена к новгородскому владению, а по пленении Великого Нова-града [в 1478 году. - Е. М .] присовокуплена под державу Великих царей Москов ских и Российских самодержцев». Упоминаемый «святый народ», присо вокупивший в глубокой древности эти земли к Новгородской Руси, несо мненно, русские монахи. В своей грамоте королю Фредерику II, датированной 1582 годом, царь Феодор Иоаннович указывает на значительную древность именно Печенгской обители: «Ты, приятель наш Фредерик, в своей грамоте пи сал, что монастырь Печенгской в той Лопской земле как почали делати - лет сорок. Про то твои люди, не ведая, тебе сказывали. Тот Печенгской монастырь блиско ста лет, как стал. И спору о том прежде сего никогда не бывало»1. То есть монастырь в этих краях существовал уже во второй по ловине XV века. Как можно понять из текста, датчане отстаивали иной временной ру беж основания монастыря. По их мнению, он приходится как раз на 40-е - 50-е годы XVI века, то есть на момент появления нового, Свято- Троицкого монастыря в устье Печенги. При этом именно датские источ ники сохранили сведения о более давнем возникновении монастыря: 1 Жалованью грамоты царя Феодора Иоанновича / / Отечественные записки. СПб, 1829. Кн. CXVC.230. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz