Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел VII апокалиптические настроения, установилось стойкое представление о некоем особом избранничестве и вселенском значении Соловецкой обители как последнего бастиона православия. «Столп каменный посре­ ди моря и Новый Иерусалим»1- именно так воспринимали свое искрен­ нее «стояние в вере» многие соловецкие иноки: «Мы засели в монасты­ ре сем, чтобы умереть»2. Во многих документах того периода можно найти это эсхатологическое восприятие стояния в вере «новыми испо­ ведниками» соловецкими: «Пощади, Государь, нашу обитель, аще не по­ щадишь, то время преставлению света сего быти»3. Надо сказать, соловецкие монахи, непримиримо относясь к церков­ ным нововведениям и печатным богослужебным книгам, до последнего всячески стремились подчеркивать свою законопослушность царской власти, лояльность «Великому Государю и помазаннику Божьему»: «Милосердый Государь, не вели больше напрасно присылать к нам учи­ телей, так как мы не изменим прежней православной вере и не нарушим предания апостольского и чина святых отец Зосимы и Савватия; повели, Государь, прислать на нас свой царский меч и переселить нас от сего мя­ тежного жития на безмятежное и вечное»4. Надо понимать, что и жители соловецких поморских вотчин в полной мере разделяли эти настроения, и, конечно же, в дальнейшем «основной причиной силы и длительности восстания была тесная связь повстанцев с местным населением», при этом «главным стимулом помогать осаж­ денным был высочайший духовный авторитет обители в Поморье»5. Несмотря на то, что уже с 1669 года шла осада монастыря стрельца­ ми, лишь в декабре 1674 года в обители «положили не молиться за царя». В марте 1669 года мятежники уничтожили более 200 книг, признанных ими не соответствующими «старой вере». Древние рукописные книги подверглись корректуре и припискам. Надо отметить, что абсолютное большинство монахов-священников были либо противниками восста­ ния, либо сторонниками умеренного течения, выступавшего за диалог и компромисс. 1 См.: Чумичева О.В. Повесть о видении инока Ипатия и настроения в Соловецком монастыре накануне восстания 1667— 167б гг. //ТОД РЛ . СПб, 1993. Т.47. С. 285-292. 2 История Соловецкого монастыря. С. 101. 3 Панченко О.В. Соловецкие повести о «Видениях» 1668 года / / Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб, 2001. С. 467. 4 Макарий (Булгаков), митрополит. История русского раскола, известного под именем старо­ обрядства. СПб, 1855. С. 203. 5 Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосибирск, 1998. С. 92,94. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz