Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 1. Крещение корелы православия в его масштабной церковно-государственной деятельности. В Государевой грамоте, данной в 1597 году «игумену Антонию с брати­ ей», прописано, что «никакие росходы имати с них не велено», и огова­ риваются заслуги монастыря: «Для того, что они поставили в Соловец­ ком монастыре город каменный монастырскою казною, да в Сумской волости поставили они острог монастырем от приходу немецких людей. Да в Соловецком городе и в Сумском остроге стрельцов и пушкарей и за- тинщиков [служилые люди, обслуживавшие крепостную артиллерию. - Е. М .] держат, своих монастырских людей, и жалование хлебное и денеж­ ное дают тем ратным людям из монастырские казны, и город и острог поделывают [поддерживают. - Е. М .] монастырскою казною»1. Таким образом, монастырь на свои средства содержал целые гарнизо­ ны на побережье, в острогах Карелии, и в первую очередь сам являлся не­ приступной твердыней на Белом море, неоднократно выдерживая наше­ ствия иноземных кораблей и их десантов. По докладу «секретаря Нор- боттенского фохта», в 1581 году «в названном монастыре 532 монаха, а они еще имеют 2416 молодцов, которые ловят рыбу»2. Уникальный Соловецкий архипелаг посреди Белого моря, имевший тесные контакты с монастырями Афона, Греции, Сербии, конечно же, в первую очередь символизировал собой центр северной поморской ду­ ховности, сосредоточение особого менталитета поморов. И когда «во второй половине XVI века окончательно выделились поморские волости, то к концу этого века поморцы и их волости получили официальное госу­ дарственное признание в виде особого административного округа Соловецкого монастыря»3. § 5. «Соловецкое сидение» - трагедия «поморской» веры Как известно, Соловецкий монастырь во второй половине XVII века явился реальным оплотом, духовным центром приверженцев «старой веры». К моменту случившегося тогда Соловецкого бунта в самой мона­ стырской братии, равно как и на всем Беломорском поморье, бродили 1 Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 447. 2 Перссон Я. Наши права на Лаппмаркен и Триннес, 1581/ Перевод со шведского и примеча­ ния Г.Ф. Гебеля / / Изв. Архангельского О-ва по изучению Русского Севера. Архангельск, 1909. № 5. С. 20. (Да лее-. ПерссонЯ. Наши права на Лаппмаркен и Триннес). 3 Жуков А.Ю. Этносоциальные истоки генезиса поморов. ХѴ-ХѴІ вв. / / Межкультурные взаимодействия в полиэтничном пространстве пограничного региона. Петрозаводск, 2005. С. 90. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz