Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Глава 1. Крещение корелы Эти «далекие северные земли близ студеного окияна-моря, “идеже без молвы Богу угодити” постоянно влекли к себе наиболее отважных старцев»1. Поле для миссионерской деятельности было велико и благо датно. Здесь, на самом дальнем Севере, проживали люди «мало сведуще российского языка» и еще не сподобившиеся крещения: «ижера, чудь, лопь, вдале же каяне и мурмане и инни мнози языцы»2. Соловецкий мо настырь распространял православную веру среди этих народов вплоть до самого варяжского города Варгав, вблизи которого и был затем основан преподобным Трифоном монастырь Святой Троицы, и в «пустыни яко град сотворися»3. Что же касается саамов, то, конечно же, «слава перво начального просвещения христианством лопарского народа неоспоримо принадлежит основателям обители Соловецкой, коих святая жизнь при влекала эти полудикие северные племена»4. Ученик преподобного Зосимы Соловецкого, игумен Досифей, пишет о своем учителе и об этих деяниях: «Когда слава о добродетелях препо добного Зосимы разнеслась повсюду, тогда многие из окрестных дикарей сами приходили к нему, принимали святое крещение и даже пострига лись в монашество»5. Согласно соловецкому летописцу, «лопляне», приехавшие «с моря Окияна из Кандалажской губы» просить священ ника освятить церковь «в усть Нивы реки», «уже порядочно были зна комы с христианством, чему были научены от соловецкой братии»6. В те чение ХѴ-ХѴІ веков Соловецкий монастырь «построил на берегах Бе лого моря до 30 церквей»7. С падением новгородской самостоятельности, к 1479 году, Русский Север перестает быть новгородской вотчиной. После новгородских по ходов Ивана III Соловецкий монастырь отходит к Москве и вскоре ста новится реальным центром власти на Севере. Монастырь, получивший всевозможные льготы от новых государей Московских, простирает свое 1 Савич А.А. Главнейшие моменты монастырской колонизации. С. 68. 2 Лилов А.И. Библиотека Соловецкого монастыря / / Православный собеседник. Казань, 1859, Ч. 2. С. 215. 3 Там же. С. 217. 4 Досифей, архимандрит. Описание Соловецкого монастыря. М , 1836. Т. 1. С. 41. 5 Цит. по: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. СПб, 1866. Кн. 6. Ч. 2. С. 180. (Далее: Макарий (Булгаков). История Русской Церкви). 6 Иннокентий (Смирнов), архимандрит. Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. СПб, 1817. Т. И. С. 440. 7 Дергачев Н. Подробное описание Лопской земли. 1869. № 55. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz