Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 1. Крещение корелы Эти «далекие северные земли близ студеного окияна-моря, “идеже без молвы Богу угодити” постоянно влекли к себе наиболее отважных старцев»1. Поле для миссионерской деятельности было велико и благо­ датно. Здесь, на самом дальнем Севере, проживали люди «мало сведуще российского языка» и еще не сподобившиеся крещения: «ижера, чудь, лопь, вдале же каяне и мурмане и инни мнози языцы»2. Соловецкий мо­ настырь распространял православную веру среди этих народов вплоть до самого варяжского города Варгав, вблизи которого и был затем основан преподобным Трифоном монастырь Святой Троицы, и в «пустыни яко град сотворися»3. Что же касается саамов, то, конечно же, «слава перво­ начального просвещения христианством лопарского народа неоспоримо принадлежит основателям обители Соловецкой, коих святая жизнь при­ влекала эти полудикие северные племена»4. Ученик преподобного Зосимы Соловецкого, игумен Досифей, пишет о своем учителе и об этих деяниях: «Когда слава о добродетелях препо­ добного Зосимы разнеслась повсюду, тогда многие из окрестных дикарей сами приходили к нему, принимали святое крещение и даже пострига­ лись в монашество»5. Согласно соловецкому летописцу, «лопляне», приехавшие «с моря Окияна из Кандалажской губы» просить священ­ ника освятить церковь «в усть Нивы реки», «уже порядочно были зна­ комы с христианством, чему были научены от соловецкой братии»6. В те­ чение ХѴ-ХѴІ веков Соловецкий монастырь «построил на берегах Бе­ лого моря до 30 церквей»7. С падением новгородской самостоятельности, к 1479 году, Русский Север перестает быть новгородской вотчиной. После новгородских по­ ходов Ивана III Соловецкий монастырь отходит к Москве и вскоре ста­ новится реальным центром власти на Севере. Монастырь, получивший всевозможные льготы от новых государей Московских, простирает свое 1 Савич А.А. Главнейшие моменты монастырской колонизации. С. 68. 2 Лилов А.И. Библиотека Соловецкого монастыря / / Православный собеседник. Казань, 1859, Ч. 2. С. 215. 3 Там же. С. 217. 4 Досифей, архимандрит. Описание Соловецкого монастыря. М , 1836. Т. 1. С. 41. 5 Цит. по: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. СПб, 1866. Кн. 6. Ч. 2. С. 180. (Далее: Макарий (Булгаков). История Русской Церкви). 6 Иннокентий (Смирнов), архимандрит. Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. СПб, 1817. Т. И. С. 440. 7 Дергачев Н. Подробное описание Лопской земли. 1869. № 55. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz