Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Глава 1. Крещение корелы Значимость этих островов для Крайнего Севера всегда имела исклю чительный характер и некий особый, мистический смысл. Даже само Бе лое море порой называли Соловецким: «Сия река Двина впадает в вели кое море-океан, в Соловецкую пучину»1. Монастырь на островах возник в 30-е годы XV века. Непосредствен ной датой отсчета жизни обители можно считать 1429 год - это время, когда старец Савватий, несмотря на предупреждения о физической и ду ховной опасности этого предприятия, дерзнул ступить на Соловецкие острова с целью пустынножительства. Надо обратить внимание, что к этому времени уже в полной мере состоялось просвещение много бо лее удаленных земель Крайнего Севера - Терского берега. Эти же остро ва оставались «заповедными». Таким образом, говоря о побудительных мотивах, руководивших от- цами-основателями Соловецкой обители, не стоит называть задачи мис сионерства или строительство общежительной обители, а подчеркнуть их подлинный, исконно монашеский характер. «Северная Фиваида»2 в полной мере следовала идеалам Фиваиды Египетской, когда единствен ной целью, стоящей перед монахом при его удалении в пустыню, было вторжение на территорию врага для духовного сражения с князем тьмы и его легионами. Более подходящего для этого места, столь насыщенного языческой духовностью на замкнутом пространстве, чем выбранные ими Соловецкие острова, трудно и представить. Жития соловецких подвижников весьма часто описывают послед ствия той духовной брани - «пустынные страхования», разнообразие видов и образов воздействия сил бесовских на подвижника. Наиболее яростно враг восстает на пустынножителя в начальный период его борь бы, являясь в виде разбойников, черных диаволов, воинов в доспехах, жен щин в прекрасных одеяниях или в жутком образе иных слуг князя тьмы. Угрожая и пугая подвижника, они требуют покинуть эти, им «по праву» принадлежащие, земли. Попущением Божиим возможны и прямые физи ческие воздействия: побои, мучения, порой даже до полусмерти. Но так же непременным условием является и помощь от Господа, обычно в виде 1 Устюжский летописный свод начала XVI века. «Пучина» - море. Дьяченко Георгий, прото иерей. Полный церковнославянский словарь. М., 1993. С. 527. (Далее: Дьяченко. Словарь). 2 Поэтическое название северных русских земель как уподобление древнеегипетской обла сти - Фиваиде (Верхний Египет), известному месту поселения раннехристианских монахов-отшель- ников. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz