Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 1. Крещение корелы Так что можно утверждать, что первые преподобномученики Коль­ ского Севера мощами своими лежат под ныне реставрируемой самой первой церковью Кольского полуострова - Никольской церковью села Варзуга, что на Никольской стороне реки. Монахи Николо-Карельского монастыря были традиционно хороши­ ми мореходами, и легко могли иметь свое поселение на Варзуге. На своих «малых кораблецах» они ходили вокруг Кольского полуострова. Так, на­ пример, «в 1552 году монах Николо-Корельского монастыря Игнатий на лодке прибыл в Колу, а через 8 лет это плавание повторил монах Иосиф » ’. Понимание того, что еще задолго до соловецких монахов, до препо­ добных Феодорита и Трифона, у нас, на Крайнем Севере, еще в XIV веке преподобный Евфимий основал монашеские поселения, вносит ясность и во многие иные вопросы истории края. Кокуев-Никольский монастырь в Порьей, Никольский монастырь «близь Варгава», Никольская церковь в Варзуге, Никольская часовня в Коле... Все эти святыни могут восприниматься как свидетельства весь­ ма раннего освоения этих мест преподобным Евфимием Карельским и его воспитанниками. Житие преподобного особо оговаривает, что был он «не только искусный строитель жития монашеского, но и ревност­ ный служитель дела просвещения диких племен»2, воспитавший плеяду учеников для благовестия Христова. «О н просвещал словом и примером жизни своей блуждающих во тьме язычества народов финскаго племени, или, как называли их тогда новгородцы, корельских детей: курольцов, ровкульцов, вымольцев, тиврульцев и валдолейцев»3. Косвенно становится объясним и тот факт, почему Никольская цер­ ковь в Порьей губе была «весьма почитаема на всем Кольском полуострове»4. Видимо, не иначе как потому, что стояла на месте церкви того, древнего, Кокуева монастыря и являлась наследницей одной из тех многих Никольских церквей, что ставили в местах своих поселений мо­ нахи Николо-Корельского монастыря по всему Кольскому полуострову 1 ЛОИИ, ф. Николо-Корельский монастырь, № 935. Приходо-расходная книга. Цит. по: Белов М.И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века. М., 1956. С. 33. 2 Книга, глаголемая описание о российских святых. М., 1887. С. 159. 1 Макарий. Христианство в пределахАрхангельской епархии. С. 52. 4 Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время. Историко-краеведческий словарь. Мур­ манск, 2001. С. 211. (Далее: Ушаков И.Ф. Историко-краеведческий словарь). 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz