Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Глава 1. Крещение корелы стошивших некогда богатую библиотеку Ни- коло-Корельского монастыря. Есть основа ния предположить, что во 2-й половине XIV века преподобный Евфмимий жил и мис- сионерствовал на Кольском полуострове, где основал ряд храмов и часовен. Именно в это время шел процесс христианизации корел, переселившихся на Терский берег в древние обжитые места Варзуги и Умбы, освобожден ные от биармийцев. В старинном синодике Успенской церкви с. Варзуги самым первым, кто вписан для поминовения, стоит имя «схи монаха Евфимия», что подкрепляет наши предположения. Также по синодику, или помяннику, Понойского прихода среди «слу живших в храмах Петра и Павла и Успения записано тридцать два свя щенника, но кроме их самым первым упоминается “схиеромонах Евфимий”» 1. Основные известия о преподобном Евфимии связаны с южным, Лет ним берегом Белого моря, именуемым в то время Корельским, где ныне находится Николо-Корельский монастырь. Был ли он первым настояте лем этой обители, неизвестно - возможно, он возглавил ее восстановле ние после разорения 1419 года. Как сообщает Новгородская летопись, Николо-Корельская обитель была разорена «мурманами» еще при жизни преподобного Евфимия, в 1419 году2. Возрождение монастыря традиционно связывают с име нем небезызвестной Марфы, вдовы бывшего новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого, и памятью о двух ее утонувших в устье Двины и «погребенных в развалинах сей обители» сыновьях Феликсе и Антонии3. ' Статья Маркова А.В. о этнографической поездке 1903 года. РГБ, ф. 160, коробка 10, ед. хр. 5, рукоп. 10/8, л. 3. 2 Первый Новгородский летописный свод за 1419 год / / ПСРЛ. Т. 3. С. 108-109. ■’ Книга, глаголемая описание о российских святых. М, 1887. С. 159. «Борецкие объезжали время от времени свои поморские владения. Во время одного из таких объездов погибли на море два сына Марфы Посадницы. Тела их были выкинуты на Корелъский берег Двинского устья » (Кизе- веттер А.А. Русский Север. Вологда, 1919. С. 20). Феликс и Антоний почитаются местно как пра ведные. Преподобный Евфимий, праведные Антоний и Феликс Корельские 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz