Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел VII кого Корельского края светом Евангельской истины»1. Отсутствие информации о преподобном Евфимии, даже в виде смутных преданий, ха­ рактерна для подвижников иноземного про­ исхождения. Так, например, преподобный Савватий Оршинский в конце XIV века, ос­ новавший пустынь под Тверью, сегодня счи­ тается одним из «палестинских иноков», пришедших на Русь с митрополитом Киприа- Преподобныи Савватий ном (Цамблаком). Не секрет, что важнейшей Палестинский. XIV век целью своего служения этот святитель пола­ гал активное введение в Русской митрополии Иерусалимского устава взамен принятого тогда Студийского. Поэтому «вместе с собой он при­ вел монахов православного Востока, могущих передать непосредствен­ но русским опыт иноческого жития по новому уставу и утвердить его своим высоким авторитетом»2. Известно, что целая группа «палестинских иноков» именно в это время, в 1390 году, принесла в Москву чудотворную икону Богоматери «Неопалимая Купина», которая напрямую связана с Синайской обите­ лью святой великомученицы Екатерины, устав которой и вводил в жизнь святитель Киприан. Можно предположить, что и наш Евфимий Корель- ский, именно с этого времени столь активно трудившийся на Севере Руси, также принадлежал к подвижникам-миссионерам митрополита Киприана. Сведения о житии преподобного Евфимия Корельского чрезвычайно скудны. Равно как и в случае с преподобным Савватием Оршинским и не­ простыми попытками восстановить житие святого. Правда, сохранилась икона преподобного Савватия с житийными клеймами, что и позволило идентифицировать подвижника по ряду внешних признаков с «пале­ стинскими иноками». Что касается преподобного Евфимия, то ни икон, ни документальных источников, повествующих о его житии, не сохранилось. Все списки древнего жития, скорее всего, были утрачены вследствие пожаров, опу­ 1 Макарий. Христианство в пределахАрхангельской епархии. С. 52. 2 Егоров Андрей, священник, Иванов С.И. Тверской монастырь. Савватиева пустынь ХІѴ-ХХІ вв. Святыни, тексты, исследования. Тверь, 2006. С. 19. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz