Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Глава 1. Крещение корелы рита К ольского и братии его Свято-Троицкого монастыря в Коле, равно как и в житии преподобного Трифона, на восемь лет покинувшего Пе- ченгские края и свою «буйную братию». «Золотой век» первоначального Валаамского монастыря пришелся на XV столетие. Тогда здесь подвизалось около 600 монахов, а обитель стали называть «честной и великой лаврой». В дальнейшем бесконечные разорения монастыря со стороны Швеции и нередкие эпидемии привели к запустению острова. Лишь по итогам Великой Северной войны в 1715 году Петр I издал указ о восста­ новлении Валаамской обители. Началась новая история древнего мона­ стыря. § 3. Преподобный Евфимий Корельский и его монастырь Можно сказать, что XV столетие вошло в историю России как «золо­ той век русской святости».1 Это было время, когда «многочисленные последователи Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского в поисках «духовного делания» уходили в «непроходимые места и дебри, созидая пустыни»2. Среди них преподобный Евфимий Корельский (+1435), архангель­ ский чудотворец, подвижник российской древности. Старец Евфимий особо почитался в Архангельской и Карельской епархиях и известен как строитель древнего Николо-Корельского монастыря, основанного им на берегу Белого моря недалеко от устья Северной Двины. Как видим, Николо-Корельский монастырь сохраняет в своем назва­ нии древнее, исконное написание «корелы» через « о » . Полагают, что эта географическая привязка в названии монастыря - «Корельский» - связана с древним названием рукава Северной Двины, ныне называемого « Никольским ». «Корельский монастырь получил свое начало никак не позднее ХГѴвека, если только не раньше, ибо во время разрушения “мурманами” он был обстроен и населен». Относительно отца-основателя обители ре­ альных исторических сведений не сохранилось, но отмечалась проявлен­ ная им «особая ревность в организации монастыря и просвещении ди­ 1 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский Рабочий, 1990. С. 162. 2 Пигин А.В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края. Петрозаводск, 2010. С. 73. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz