Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VII ведальному признаку был окончательно закреплен суровыми статьями соответствующих договоров со шведами в 1339 году: «О кореле догово рились так: “если к вам наши побежат, секите их или вешайте, если ваши к нам, то поступим также, чтобы не ссорили нас друг с другом. А этих карел не выдадим, они крещены в нашу веру. И без того их мало осталось, а то все погибли”» 1. Несколько позже, к XVI веку, в том же ракурсе встанет вопрос с кре щением саамов (лопарей). Но к этому времени в данном вопросе очевид ным образом уже будет доминировать державное мышление московских государей и митрополитов, проводящих целенаправленную политику по оглашению аборигенов края. Во времена же новгородского владычества превалировали достаточ но узкие, местнические торговые интересы и известный космополитизм. О том, как это уживалось с развитием, например, монастырского строи тельства, ярко свидетельствует такой факт. В 1386 году новгородцы со жгли и уничтожили не менее 24 монастырей, существовавших на подсту пах к городу, дабы Дмитрий Донской со своей ратью не смог воспользо ваться их инфраструктурой. Это злое дело было совершено с легкостью, как только князь подступил к Новгороду, чтобы потребовать контрибу цию за грабежи, совершенные новгородскими ушкуйниками на берегах Волги. Отсутствие единой государственной стратегии в вопросе христиан ской миссии на территориях, занятых языческими народами, и в частно сти в вопросе крещения «бесодохновенной корелы со многим своим скверным волхвованием», придавали этому делу характер личных ини циатив того или иного подвижника. Это движение подчас являлось со путствующим плодом новых духовных поисков, молитвенных (исихаст- ских) практик, достигших Новгорода из Греции, что подвигало монахов удаляться в дикие края, северные пустыни, подальше от городов. «С XIV века развивается движение русского монашества в лесную пу стынь быстро и сильно. В XV веке число новых пустынных монастырей превзошло городские более чем вдвое (57 против 2 7 )» 2. 1 Новгородская Первая летопись старшего и младшего извода. М .-Л , 1950. С. 350. 2 Ключевский В.О. Курс Русской истории. М., 1904. Ч. 1. С. 214. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz