Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел VII ведальному признаку был окончательно закреплен суровыми статьями соответствующих договоров со шведами в 1339 году: «О кореле догово­ рились так: “если к вам наши побежат, секите их или вешайте, если ваши к нам, то поступим также, чтобы не ссорили нас друг с другом. А этих карел не выдадим, они крещены в нашу веру. И без того их мало осталось, а то все погибли”» 1. Несколько позже, к XVI веку, в том же ракурсе встанет вопрос с кре­ щением саамов (лопарей). Но к этому времени в данном вопросе очевид­ ным образом уже будет доминировать державное мышление московских государей и митрополитов, проводящих целенаправленную политику по оглашению аборигенов края. Во времена же новгородского владычества превалировали достаточ­ но узкие, местнические торговые интересы и известный космополитизм. О том, как это уживалось с развитием, например, монастырского строи­ тельства, ярко свидетельствует такой факт. В 1386 году новгородцы со­ жгли и уничтожили не менее 24 монастырей, существовавших на подсту­ пах к городу, дабы Дмитрий Донской со своей ратью не смог воспользо­ ваться их инфраструктурой. Это злое дело было совершено с легкостью, как только князь подступил к Новгороду, чтобы потребовать контрибу­ цию за грабежи, совершенные новгородскими ушкуйниками на берегах Волги. Отсутствие единой государственной стратегии в вопросе христиан­ ской миссии на территориях, занятых языческими народами, и в частно­ сти в вопросе крещения «бесодохновенной корелы со многим своим скверным волхвованием», придавали этому делу характер личных ини­ циатив того или иного подвижника. Это движение подчас являлось со­ путствующим плодом новых духовных поисков, молитвенных (исихаст- ских) практик, достигших Новгорода из Греции, что подвигало монахов удаляться в дикие края, северные пустыни, подальше от городов. «С XIV века развивается движение русского монашества в лесную пу­ стынь быстро и сильно. В XV веке число новых пустынных монастырей превзошло городские более чем вдвое (57 против 2 7 )» 2. 1 Новгородская Первая летопись старшего и младшего извода. М .-Л , 1950. С. 350. 2 Ключевский В.О. Курс Русской истории. М., 1904. Ч. 1. С. 214. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz