Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

ГЛАВА ПЕРВАЯ КРЕЩЕНИЕ КОРЕЛЫ Кольский полуостров первоначально номинально входил в состав древнейшей Новгородской епархии, учрежденной еще в 992 году. Одна­ ко вопрос просвещения многочисленных северных народностей, прожи­ вавших на ее территории в течение долгих столетий, не являлся предме­ том целенаправленной политики как светских, так и духовных властей. § 1. Начало процесса. Первый опыт крещения северного народа Задача крещения корельского народа и необходимость скорейшего осуществления такой миссии стали осознаваться Российским государ­ ством и Церковью, пожалуй, раньше всех иных направлений миссии в от­ ношении многочисленных финно-угорских племен, входящих в состав Древней Руси. Агрессивные устремления западных соседей в отношении террито­ рий восточного и южного побережья Балтийского моря и далее на севе- ро-восток обострили проблему религиозной ориентации аборигенов края. Усугубление духовного противостояния, порожденного Великой схизмой 1054 года, перевели миссию обращения корелов в Православие из чисто духовной в важнейшую политическую задачу. Активизация та­ ких шагов со стороны новгородских властей и священноначалия после­ довала в ответ на религиозную экспансию Швеции и предпринятый ею Третий Крестовый поход в районы расселения финно-угорских племен на побережьях Финского и Ботнического заливов. Таким образом, со стороны Новгородской Руси просветительская миссия среди корельского народа стала составной частью военного про­ тивостояния, имевшего цель перехватить инициативу у энергично дей­ ствовавших скандинавских католиков. Ранее мы говорили, что народ корелы официально считался креще­ ным с 1227 года, о чем сообщала Лаврентьевская летопись: «В лето 6735

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz