Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VI просить прощения; отчего пробудясь, при зывал Бога к избавлению от врагов, и теперь от его милосердия не отрекаюсь»1. Максимов пишет, что особое неблагопо лучие тех или иных мест на Севере всегда чув ствуется по особому ощущению тоски и бе зысходности и по общему упадку духовной и хозяйственной жизни2. Источник такого уныния хорошо известен и жителям этих мест: «Много же “их” по нашим местам эта ких “притчей” живет: ино на лице прикинут ся, ино из-под земли выходят, по ветру лета ют тоже: всего не пересчитаешь. Ино и ере тик какой напуск делает. На человека-то, на того еретика по молитве бес указывает, кто порчу напустил по науке али по злобе. По имени того человека указывает, и деревню его сказывает... Бывает сто бесов животы те гложут»3. Как не вспомнить тут: «Легион имя мнепотому что наемного» (Мк. 5, 9). Истинную же причину такой власти бесовской в иных местах Севера люд православный всегда улавливал тонко: «Все пропало, все погибло от лености да от гордости!»4 Магические приемы призывания духов. Рис. из книги: М. Consett. A tour through Sweden, Swedish- Lapland, Finland and Denmark. London, 1789 1 Максимов C.B. Год на Севере. С. 109-111. 2 Там же. См. описание г. Мезени, с. Долгощелья и др. 3 Там же. С. 26-27. 4 Там же. С. 31.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz