Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Аборигены Кольского края - русские лопари и их языческая духовность потребности в церковных таинствах и общения со священником. Этому возникавшему духовному вакууму быстро находилось оккультное напол нение в виде знаменитых «лопарских практик», тем более что контакты с лопарскими семьями не прерывались и были достаточно регулярны ми - и на тонях, и во время частых торговых ярмарок. Таким образом, недостаток чистоты духа евангельской веры неизбеж но компенсировался различными суевериями, языческими действиями, приемами местной практической магии1. Таких способов в жизни помо ра всегда было достаточно. Из относительно «безобидных», например, для привлечения нужного ветра «бьют поленом флюгарку [флажок на мачте парусного судна. - Е. М.], чтобы тянуло поветрие»2. И в целом на Русском Севере до революции это пристрастие к кол довству имело настолько распространенный и устойчивый характер, что вопросы борьбы с ним решали не только духовные, но и полицейские власти. Тот же С.В. Максимов приводит акты судебных допросов и при говоров, содержащие признание «волхвователей» и подробные описа ния обрядов овладения «дьяволами» с последующим напусканием их силы на почему-либо неугодного им человека. Эти действия вызывали признаки одержимости «духом нечистым» в той или иной степени: «в виде выкриков, икоты, истерического смеха, обмороков, одервене- ния, вещания чужими голосами, зачастую богохульно и матерно». В По морье, пишет Максимов, этими признаками «страдает верная четверть всего женского населения», но при этом исследователь подчеркивает, что на допросах выяснялось: «По причине приверженности к расколу практически все пострадавшие на исповеди и причастии уж и не помнят, когда были». Интересно, что святые подвижники Севера и по отшествии своем в мир иной не оставляли попечения о своих земляках. Как признавались «волхвователи», после того, как «пришли ко мне в огненном платье три нечистых духа и один из них сказал: я пойду туда, куда ты меня послал», бывало, приходили и старцы в черных монашеских одеяниях, с седыми бородами, и призывали «меня от такого зла уклониться, обратясь к Богу, 1 Так, например, известный магический прием вызывания ветра, при котором один из море ходов становится к мачте и, царапая ее ногтями, с присвистом начинает призывать духа нечистого: « Беля, беля, беля, белолапко!», и так до тех пор, пока не почувствуется струя ветра, и парус «зарябит». 2 Комментарии В.Н. Семенковича к книге П.М. Ламартиньера «Путешествие в северные страны», см.: Из Записок Московского Археологического института за 1911 г. М., 1911. XIV С. 13. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz