Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел VI дина, короля Гаральда, по имени Гейда. При встрече она предупреждает Гаука об опасности путешествия и дает ему «два шарика». По до­ роге Гаук встречает корабль, из которого летят неотразимые стрелы, убивая его спутников. «Тут Гаук вспоминает о шариках Гейды и бро­ сает их по направлению к вредоносному кора­ блю. Тотчас же на нем вспыхивает пожар»1. Надо понимать, что лопарская языческая духовность являет собой не некую экзотиче­ скую региональную диковинку, а составляет единое целое с мировой языческой цивилиза­ цией, безраздельно царившей на земле до при­ хода в мир Христа Спасителя. «Лопарские нойды - это младшие братья халдейских волхвов и обаятелей», - пишет историк B.C. Соловьев. Их религия - это «воз­ можность вступать действительно и самостоя­ тельно в область магических соотношений и пользоваться ими для человеческих целей, что является общей первобытной основой, одинаковой в религиях народов, столь удален­ ных в пространстве и времени»2. § 8. Лопарские традиции и их влияние на поморскую духовность Нет возможности процитировать все свидетельства активного прояв­ ления сил зла на Русском Севере, которые собраны в книге замечательно­ го писателя прошлого века С.В. Максимова «Год на Севере», а также в его специальном исследовании этой проблемы3.Автор, описывая берега Беломорья, особо оговаривает, что не только аборигены Севера, лопари, финны, карелы, самоеды, ижемцы, активно общаются с «нечистой си­ лой», но и в целом в поморском, русском населении края существует про- 1 Тиандер К.Ф. Поездки скандинавов в Белое море. Рассказ о Гауке Ястребе. С. 429. 2 Соловьев. Первобытное язычество. С. 514-516. 3 Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Виль- борг, 1903. «Г ан» имеет вид синеватой мухи. «В действительности этот G an есть не что иное, как сами демоны» (П етер Клауд, «О писание Н орвегии») Тире. Рисунок из книги: М. Consett. A tour through Sweden, Swedish-Lapland, Finland and Denm ark. London, 1789 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz