Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Аборигены Кольского края - русские лопари и их языческая духовность вать при жертвоприношениях»1. Кроме того, женщинам-нойдам нельзя было прикасаться к магическому бубну, что могло оскорбить стовшие за ним силы. Среди предметов лопарской магической духовности, помимо бараба на, существовали еще так .называемые «ган» (gan) и «тире» (tyre). Это особые «метательные предметы», способные причинить человеку вред на расстоянии и даже стать причиной смерти. «Ган» имеет вид синева той мухи. «В действительности этот gan есть не что иное, как сами демо ны. Большое количество этих существ норвежские финны, запятнавшие себя этим нечестивым искусством, хранят в кожаном мешочке и по не обходимости их оттуда выпускают. По самым незначительным поводам они насылают свой “ган” на людей, причиняя им немало вреда»2. О том, что этот магический артефакт имеет древнейшее происхождение, свиде тельствует одно из прозвищ сатаны - Вельзевул [от ивр. Ьѵі ЗЩ Бааль- Зевув. - Е. М.], или «повелитель мух». «Фарисеи же, услышавши сие, ска зали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12, 24). Что касается «тире» , то оно «представляет собой не что иное, как круглый мячик величиною с грецкий орех или небольшое яблоко, сделан ный из нежного пуха, легкий, ровный, почти невесомый, по-видимому, полый внутри, неопределенного цвета, составленного из смешения жел того, зеленого и голубого, с незначительным преобладанием желтого»3. «Я имею один экземпляр в своей коллекции, - пишет И. Шеффер, - и говорят, что это “тире” может быть оживлено особыми чарами и сдела но подвижным. Оно мчится по пути к тому, кому оно предназначено, на подобие вихря, дротика или шара и поражает несчастного. Иногда, если в полете встретится с чем-нибудь живым, то причинит ему тот вред, кото рый предназначался другому, и таким образом легко может отклониться от своей первоначальной цели и повредить совершенно невинной жертве»4. Действие этих «шариков» описывается в норвежской саге из сбор ника «Flateyjarbok». Герой саги Гаук Ястреб отправляется на корабле в Биармаланд за мехами. В тех краях, у Гандвика, живет нянька его госпо 1 Харузин Н.Н. О нойдах у древних и современных лопарей. С. 56. 2 Петер Клауд. Описание Норвегии. Цит. по: по: Шеффер И. Лапландия. С. 133. 3 Шеффер И. Лапландия. С. 135. 4 Там же. С. 135. 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz