Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Аборигены Кольского края - русские лопари и их языческая духовность вать при жертвоприношениях»1. Кроме того, женщинам-нойдам нельзя было прикасаться к магическому бубну, что могло оскорбить стовшие за ним силы. Среди предметов лопарской магической духовности, помимо бараба­ на, существовали еще так .называемые «ган» (gan) и «тире» (tyre). Это особые «метательные предметы», способные причинить человеку вред на расстоянии и даже стать причиной смерти. «Ган» имеет вид синева­ той мухи. «В действительности этот gan есть не что иное, как сами демо­ ны. Большое количество этих существ норвежские финны, запятнавшие себя этим нечестивым искусством, хранят в кожаном мешочке и по не­ обходимости их оттуда выпускают. По самым незначительным поводам они насылают свой “ган” на людей, причиняя им немало вреда»2. О том, что этот магический артефакт имеет древнейшее происхождение, свиде­ тельствует одно из прозвищ сатаны - Вельзевул [от ивр. Ьѵі ЗЩ Бааль- Зевув. - Е. М.], или «повелитель мух». «Фарисеи же, услышавши сие, ска­ зали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12, 24). Что касается «тире» , то оно «представляет собой не что иное, как круглый мячик величиною с грецкий орех или небольшое яблоко, сделан­ ный из нежного пуха, легкий, ровный, почти невесомый, по-видимому, полый внутри, неопределенного цвета, составленного из смешения жел­ того, зеленого и голубого, с незначительным преобладанием желтого»3. «Я имею один экземпляр в своей коллекции, - пишет И. Шеффер, - и говорят, что это “тире” может быть оживлено особыми чарами и сдела­ но подвижным. Оно мчится по пути к тому, кому оно предназначено, на­ подобие вихря, дротика или шара и поражает несчастного. Иногда, если в полете встретится с чем-нибудь живым, то причинит ему тот вред, кото­ рый предназначался другому, и таким образом легко может отклониться от своей первоначальной цели и повредить совершенно невинной жертве»4. Действие этих «шариков» описывается в норвежской саге из сбор­ ника «Flateyjarbok». Герой саги Гаук Ястреб отправляется на корабле в Биармаланд за мехами. В тех краях, у Гандвика, живет нянька его госпо­ 1 Харузин Н.Н. О нойдах у древних и современных лопарей. С. 56. 2 Петер Клауд. Описание Норвегии. Цит. по: по: Шеффер И. Лапландия. С. 133. 3 Шеффер И. Лапландия. С. 135. 4 Там же. С. 135. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz