Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VI Саам с бубном. Гравюра на меди из книги: О.Н. von Lode, Beskrivelse over Finnmarkens Lapper, deres Tungemaal, Levemaade og forrige Afgudsdyrkelse. Copenhagen, 1767 кату»). «Ей оказывают большой почет, разговаривают как с человеком и не делают ничего, не посоветовавшись с ней, для чего каждый раз вы ходят из хижины. Они берут ее с собой на рыбную ловлю и на охоту. Хотя по виду это обыкновенная кошка, только крупная и страшная, но я уве рен, что это домашний дьявол»1. Известно, что по необходимости лопарь мог легко получить дополни тельные темные силы, обратившись к более могущественному божеству. Для этого он приходил в известные с древности священные места (например, к источнику у подножия горы), где обитает нужное божество, и с соответствующими заклинаниями «выпивал пригоршней воды из ис точника, тогда на лопаря сходила сила, равная силе покровителя этого места»2. Все сказанное о лопарских магических способностях в полной мере относится и к лопаркам. Умелых нойдов среди женщин было ничуть не меньше, чем среди мужчин. Существует большое количество лопарских преданий об исключительных способностях нойдов-женщин. Ограниче ния, которым в духовной сфере подвергались женщины, касались при ближения к священным местам (сейдам) и «невозможности присутство 1 Ламартинъер П.М. Путешествие в Северные страны. С. 18-19. 2 Соловьев. Первобытное язычество. С. 646. 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz