Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Аборигены Кольского края - русские лопари и их языческая духовность награбленное имущество. «Когда оно вылетело в море, то, проплыв по обоим бортам, собралось в одну кучу и удивительным образом двинулось против ветра назад, к финским берегам»1. § 7. Материальные предметы как объект приложения лопарской магии В той или иной степени каждый лопарь постоянно находится в состоя­ нии общения с «бесами-помощниками», решая с их помощью все свои повседневные житейские проблемы. Однако есть и определенные предме­ ты, составляющие некий магический арсенал для приложения лопарского оккультного искусства. Как мы уже говорили, одним из таких магических артефактов является волшебный барабан или бубен. К помощи этого пред­ мета лопарь прибегает в исключительно важных случаях, как-то: • чтобы воздать славу богам и выяснить, какого рода жертва им наиболее угодна; • чтобы узнать будущее; • чтобы пройти в «страну теней» к умершим предкам и выяснить волю богов; • чтобы «запеть» человека насмерть; • чтобы узнать, что делается в других краях, с другими людьми; • чтобы обнаружить пропавшую вещь или животного. Все остальные вопросы и повседневные проблемы лопарь решает, как говорится, в рабочем порядке, просто слыша голоса духов-«помощ­ ников». Другой уровень общения с этими духами предполагает их материаль­ ное воплощение. Обычно «под рукой» у лопаря три духа чародейства. Они являются немедленно с началом волхвования (призывания): один в виде птицы (обычно это черный орел, лебедь или голубь), второй в виде рыбы и третий в образе оленя-самца2. Кроме этих постоянных спутников из мира духов в семье лопаря всег­ да есть «домашний дьявол» в виде крупной черной кошки3 («смирерак- 1 Тиандер К.Ф. Поездки норманов в Белое море. С. 14. 2 «Эти-то духи чародеев (noaidde-vuoinga) постоянно следуют за нойдой, когда он вызывает их пением, показывает ему дорогу, помогает в охоте, докладывает чужие речи и т. п.». Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 220. 3 Вспомним известного персонажа романа Булгакова «Мастер и Маргарита» - черного кота Бегемота из свиты Сатаны-Воланда. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz