Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Аборигены Кольского края - русские лопари и их языческая духовность Это отличие лопарской магической духовности от иных малых наро дов вынуждены признавать и скептически настроенные ученые-этногра фы. В иных языческих народах для простых смертных «мир духов совер шенно закрыт; он не может, как шаман, вызывать их из мрака и призвать к себе. По этой причине самоеды, например, и многие другие народно сти считают бесполезным воссылать молитвы к известным могуществен ным богам, поскольку простой, слабый человек не может вступить с ним в духовное общение»1. Упомянутый народ самоедов, издревле занимавший северо-восточ ную часть Архангельской губернии и лишь в XIX веке переселившийся со своими стадами оленей на Кольский полуостров, имел и другие интерес ные особенности верований. Они всегда были твердо уверены в суще ствовании высшего Бога «именем Нум, творца неба и земли и всех вещей бытие имеющих, от которого все зависит и который есть податель всяко го блага. И ему не можно быть на земле, где всякое зло соделывается. Кроме него есть бесчисленное множество низших духов (тадебциев), ко торые не всегда подчиняются Нуму и причиняют людям множество бед, чего он им порой не повелевает. Но все же власть духам Нум дает только над теми людьми, которые промысла его не достойны»2. Интересно, что в начале XIX века христианское просвещение абори генов края порой шло не только путем традиционного миссионерства, но и сверхестественным образом. Отмечаются явления неких «двух са моедов в белых одеждах и на белых оленях, едущие по воздуху, от коих слышат повеления, чтобы самоеды не делали больше жертвенных служе ний идолам, а отдавали бы все богопочитание только самому Нуму»3. Религиозные представления древних финнов (саамов) надо признать в ряде отношений гораздо более развитыми, чем у самоедов или иных на родностей, ибо «они уверены, что способны в молитве приблизиться к своим богам. Лопарские боги примут самое живое участие в его печа лях и с готовностью исполнят его желания»4. Но и среди этого народа «есть избранные любимцы этих духов, ценою души своей получившие особую силу и власть над людьми в различных обстоятельствах жизни»5. Шведский пастор и магистр XVII века Йоханес Торнеус сообщал под робности процесса получения лопарем особых магических способно 1 Этнографические замечания и наблюдения Кастрена. С. 212. 2 Молчанов К. Описание Архангельской губернии. С. 39. 3 Там же. С. 41. 4 Этнографические замечания и наблюдения Кастрена. С. 213. 5 Аергачев Н. Подробное описание Лопской земли. 1869. № 80. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz