Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VI к ним за предсказаниями обращаются и чухонцы, и савалаксы из Финляндии»1. Жившее в то же время и на той же широте, но восточнее, племя само едов, казалось бы, весьма напоминает лопарей: те же чумы, кочевья, оле ни. Но при этом есть существенное отличие: вопросами колдовства, как и у всех подобных малых народностей Севера и Дальнего Востока, у са моедов занимается только «профессионал», потомственный шаман (самбадав)2. Только он приносит жертвы, к нему идут с вопросами и про блемами, и только он осуществляет контакт народа с «богами». И прие мы вхождения в этот контакт («битье кудес»), тоже хорошо известны - это пляска до исступления, кружение под удары в бубен, впадение в транс и затем вещание - что велят духи3. Совсем иное дело - лопари. Уникальность и принципиальное отли чие саамской языческой культуры от иных народов Севера отмечаются и в научных исследованиях. Большинство саамов вообще нойды от рож дения4. Кроме того, самым привычным способом получения тайных зна ний было «от старшего к младшему» либо наследование по смерти5. «Они именно “умеют колдовать”, так же, как умеют хорошо стрелять, ловить рыбу. Колдовство их не удивляет остальных, так как колдовать способен каждый»6. Все лопари, по их скромному признанию, являются «маленько колдунами», но есть и такие, что «прославились на большие пространства, и к ним приходят издалека за советом и зовут их в отдален ные погосты для излечения больного или для гадания»7. 1 Дергачев Н. Русская Лапландия. Статистический, географический и этнографический очерки. Изд. Архангельского губернского Статистического комитета, Архангельск, 1877. С. 43. 2 «Встретив его в лесу, не на шутку можно перепугаться и отвести взор подальше от его непри ветливого и действительно странного взгляда... ». Макашов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 436. (Далее: Максимов С.В. Год на Севере). 1 «Двое проводников наших - самоеда при первых звуках его голоса выползли из чума... Верных четверть часа он кричал и бесновался, вертясь на одной ноге... Один из наших вырвал у ку десника нож, примолвив: - Ногами ты дрыгай сколько хочешь, а уж руками баловать не дам воли! Знаете, пугает больно. В один бок его (нож) всунет, из другого вытащит... Вставай, брат самоедушко, вставай! Смерть боюсь кудес этих, а глядеть люблю! Жилы все тебе тянет, кровь носом просится... Все бы глядел!..» Там же. С. 438-439. 4 Харузин Н.Н. Русские лопари / / Записки Императорского Общества любителей естествоз нания, антропологии и истории при Московском Университете. М., 1890. С. 218. (Далее: Хару зин Н.Н. Русские лопари.). 5 «Отец-нойда, умирая, благословлял сына колдовством». Соловьев B.C. Первобытное языче ство. С. 498. 6 Волков Н. Рукопись из архива МАЭ РАН. 1947 г. / / Живая Арктика. Апатиты, 1999. С. 68. 7 Харузин Н.Н. О нойдах у древних и современных лопарей / / Этнографическое обозрение. М., 1889. С. 63. (Далее: Харузин Н.Н. О нойдах у древних и современных лопарей). 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz