Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Раздел VI «Л опарские могилы» на реке Хлебной. «Лапландские могилы» в Финляндии. Фото автора 2013 года Фото 1880-х годов из книги « L a Finlande pittoresque», Helsingfors. 1886. « ... He сомневаюсь я, Что это все проделки чародейства, Что много здесь лапландских колдунов...» (У Шекспир, «Комедия ошибок») При этом, как мы упоминали, среди лопарей были и особо прославив­ шиеся своим колдовским искусством. Так, в конце XIX века финскому этнологу Л. Пяяккёнену (L. Paakkonen) довелось услышать рассказы оче­ видцев и записать предания о живших в пределах Ребольской волости особых колдунах, так называемых «огненныхлопарях»: «Н а берегу озе­ ра Туулиярви, там, где находятся знаменитые лопарские поляны, обитали особо могущественные нойды - “огненные лопари”» 1. Эти лопари были выдающимися ведунами-нойдами, к ним шло мно­ жество народа, чтобы решить свои проблемы, вылечить болезнь или за другой помощью. Совершенно уникальной способностью этих лопарей было умение уходить в огонь, скрываться в пламени большого костра. Когда они хотели получить помощь сил потустороннего мира, то прыга­ ли в большой костер и исчезали. Через определенное время такой «ог­ ненный лопарь» вновь выходили из костра, принося либо прямой ответ, либо какое-то решение проблемы. Старики рассказали исследователю, что однажды, чтобы вылечить се­ рьезную болезнь, лопарь-нойда вошел в огонь и исчез. Прошло много времени, но он так и не вернулся. Костер погас, и все недоумевали, как 1 Tidskrift. Finska fornvinnesforeningens. Suomen muinaimuistoyhdistyksen. Aikakauskirja. Helsingissa, 1897. XVII. P. 173. (Перевод Я. Новиковой по просьбе автора). 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz