Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.

Аборигены Кольского края - русские лопари и их языческая духовность Когда видишь, как весьма сложный мир языческой религии описыва­ ет атеистически настроенный человек, то возникает чувство обиды за человечество, поскольку прошедшая дохристианская история представ­ ляется не более чем легкомысленным фарсом. И более того, известные величественные магические цивилизации древности представляются созданными людьми, страдающими идиотизмом, а сакральная составля­ ющая их духовной жизни выглядит порожденной шизофреническими расстройствами. Так и мир религиозных представлений лопарей, конечно, был много богаче той «радости простодушного рыбака», что донесли до нас ученые-наблюдатели. Увы, от века просвещения повелось, что человек ученый - это априори атеист, который по определению видит лишь внешние проявления культа и не способен проникнуть в существо языче­ ского мироустройства. Надо понимать, сама система жизни в мире языческом неотделима от служения князю тьмы и его «легионам». Законы язычества и власть тьмы неодолимы для простого смертного, и он неумолимо будет подчинен им, от своего рождения войдя в тесный контакт с миром бесовским. Без Бо ­ жественного вмешательства этот процесс не остановить и связь эту не разорвать. Именно «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8). Такое духовное рабство мы видим и в устройстве жизни лопарского народа, где все было подчинено законам повседневного взаимодействия с миром бесовским. Даже часто подчеркиваемая всеми исследователями лопарского быта обязательная неряшливость и страшный смрад, царив­ ший вокруг их жилищ, имеет свое прикладное значение. Запах крови, не­ чистот, зловоние - это желанная питательная среда духов нечистых, равно как, подчас, и их порождение. Святитель Василий Великий под­ черкивал: «Демоны, как преданные сластолюбию и страстям, в значи- 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz