Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 2. Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 281, [4] c. : ил., карты, факс.
Раздел VI из той информации, что сохранили описания очевидцев и предания Севера о лопарской сакральной жизни, просвещенному человеку стало со временем казаться выдумкой, пустыми фантазиями. Столкновение с такими фактами у атеистически настроенного ученого порождает се рьезный внутренний дискомфорт и решительное их неприятие. Такой подход парализует исследовательский потенциал человека и априори принижает его способности постичь глубинные тайны бытия, сакраль ные первопричины мирового устройства. Отрицание существования мира духовных сущностей лишает человека возможности верно оцени вать исторические факты. § 5. «Дикая лопь» и ее языческие верования Саамов (лопарей), проживавших на Кольском полуострове, именова ли, как мы замечали выше, «дикой лопью». Изначально слово «дикий» подчеркивало принадлежность к язычеству, а с начала XVI века, с нача лом просвещения лопарского народа, стало относиться к той части саа мов, которая не приняла христианства. Противопоставление «дикой» и «лешей» лопи как обитателей, соответственно, тундры и лесов - без основательны. Со времен древнего северного мифа о «Дикой охоте Оди на», слово «дикий» воспринимается как синоним языческого, бесовско го, дьявольского. В то же время, понятие «лешая (лесная) лопь» есть калька со скандинавского «терфинны», «терские (лесные) лопари» - лопари земли Тре, Терского Носа, Кольского полуострова. Миссионерские труды преподобных Трифона Печенгского и Феодо- рита Кольского дали достойные плоды и принесли Евангельский свет веры в эти лопарские тундры. Аборигены края отозвались на проповедь и, казалось бы, в полной мере приняли христианское учение, мораль 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz