Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава I. Первый опыт просвещения на Крайнем Севере Европы Заклятие меча. «Валь владел тем мечом, который назывался Хорнхьялти, он был изукрашен золотом и всегда разил в уязвимое место» (Halfdanar saga, 1917, s. 137). Рис. В.П. Овсяникова. Журнал «Север», 1887 этих легендарных скандинавских рыцарей. Они приходили ниоткуда и уходили никуда. Так, в 1236 году рядом с монастырем Рош в Восточной Англии «появилось войско отменно вооруженных рыцарей, со знамена ми и щитами, в кольчугах, шлемах и прочих доспехах. Рыцари ехали бое вым строем, иногда устраивая поединки, словно на турнире. Некоторые из них жестоко страдали от ран, истекая кровью. Не было сомнений, что это бесовское наваждение. В то же время, что удивительно, их следы явно отпечатались на земле, а трава там, где они прошли, была смята и вытоп тана. И многие, видевшие это, от страха бежали прятаться от них по бли жайшим церквам»1. Поклонение богу Одину (Водану), одно из имен которого было «Ужасный», у народов Скандинавии имело очень древние традиции. Учитывая суровые условия северного быта, может сложиться впечатле ние, что почитание языческих богов здесь было несколько примитивным, культурно неразвитым. Это далеко не так. «Дошедшие до нас описания 1 Матвей Парижский. Великая хроника. Matthew of Paris. Chronica Majora / Ed. H.R. Luard. London, 1873-1882. Vol. VII. (Пер. H. Горелова). 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz