Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава I. Первый опыт просвещения на Крайнем Севере Европы атмосферу языческого мироустройства Севера Европы. Это были време­ на нашего князя Владимира, который, как свидетельствует современник, латинский хронист Титмар, епископ Межиборский, был «великим рас­ путником» - «fornicator maximus» (лат.) - «максимально амораль­ ным». О том же свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце», и плюс к тому несколько официальных языческих браков. Среди языческих князей и конунгов эта безудержная похоть считалась очевидным достоинством и даже добле­ стью. Так, друг Владимира норвежский ярл Хакон Могучий также регу­ лярно заполучал себе множество женщин из дочерей местной элиты, с которыми проводил пару недель и отсылал домой, что вызвало ропот в народе. Не секрет, что конунги и князья того времени добывали себе богат­ ство и славу, вступая на путь, подобный берсеркам. Источник этой силы хорошо нам известен по евангельским текстам, повествующим о бесно­ ватых, среди которых один «беснуется и часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17,15), а другой «разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его» (Мк. 5, і) . В известной исландской саге об Орваре-Одде повествуется о схватке героя с берсерками и подчеркивает­ ся, что на Одда и его друга Гиальмара при виде этих человеко-зверей на­ падает не свойственный викингам страх. Героям удается победить врагов лишь потому, что к моменту начала схватки от берсерков отступило их бешенство (беснование). Среди других подобных воинских кланов «посвященных» в преда­ ниях упоминаются эйнхерии, хьдинги, гарии, ульфхедхины и прочие. Та­ ким образом, мы видим, что практика сознательного введения себя по­ средством магических приемов в состояние одержимости или, проще говоря, в беснование, была весьма распространена и свидетельствует о крепких северных традициях беззаконных союзов людей с нечистыми духами - бесами. При этом цель жизни таких викингов-берсерков состояла во владении как можно большим количеством золота. Можно сказать, что именно зо­ лото имело над их душами полную власть. Наиболее удачливые и сильные викинги, после того как собирали его в достаточном количестве, жить больше не хотели и вместе со своим богатством добровольно заживо по­ гребались в курганах. «Так, в Саге о Золотом Торире, одном из источни- 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz