Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава I. Первый опыт просвещения на Крайнем Севере Европы атмосферу языческого мироустройства Севера Европы. Это были време на нашего князя Владимира, который, как свидетельствует современник, латинский хронист Титмар, епископ Межиборский, был «великим рас путником» - «fornicator maximus» (лат.) - «максимально амораль ным». О том же свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце», и плюс к тому несколько официальных языческих браков. Среди языческих князей и конунгов эта безудержная похоть считалась очевидным достоинством и даже добле стью. Так, друг Владимира норвежский ярл Хакон Могучий также регу лярно заполучал себе множество женщин из дочерей местной элиты, с которыми проводил пару недель и отсылал домой, что вызвало ропот в народе. Не секрет, что конунги и князья того времени добывали себе богат ство и славу, вступая на путь, подобный берсеркам. Источник этой силы хорошо нам известен по евангельским текстам, повествующим о бесно ватых, среди которых один «беснуется и часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17,15), а другой «разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его» (Мк. 5, і) . В известной исландской саге об Орваре-Одде повествуется о схватке героя с берсерками и подчеркивает ся, что на Одда и его друга Гиальмара при виде этих человеко-зверей на падает не свойственный викингам страх. Героям удается победить врагов лишь потому, что к моменту начала схватки от берсерков отступило их бешенство (беснование). Среди других подобных воинских кланов «посвященных» в преда ниях упоминаются эйнхерии, хьдинги, гарии, ульфхедхины и прочие. Та ким образом, мы видим, что практика сознательного введения себя по средством магических приемов в состояние одержимости или, проще говоря, в беснование, была весьма распространена и свидетельствует о крепких северных традициях беззаконных союзов людей с нечистыми духами - бесами. При этом цель жизни таких викингов-берсерков состояла во владении как можно большим количеством золота. Можно сказать, что именно зо лото имело над их душами полную власть. Наиболее удачливые и сильные викинги, после того как собирали его в достаточном количестве, жить больше не хотели и вместе со своим богатством добровольно заживо по гребались в курганах. «Так, в Саге о Золотом Торире, одном из источни- 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz