Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел III Жертвоприношение Тору, Тордену (Thorden), или Громовержцу. Он управляет всей погодой в целом, но особенно ветрами. Рис. Bernard Picart из книги «Ceremonies et coutumes religieuses des peuples idolatres». Amsterdam, 1728. T. 2. P. 1. P. 373. С любезного разрешения Амброзианской библиотеки г. Милана тели известного бога Одина, хозяина верхнего царства мертвых, эти во ины проходили через некий магический обряд инициации, рождаясь в новом внутреннем зверином обличии. При этом они, еще пребывая на земле, умерщвляли свою душу и «приписывали» ее к воинству «царства мертвых» под началом Одина, взамен получая страшную силу зверя. Так, например, знаменитые берсерки, что значит «воплотившиеся в медведя», «бросались в бой без кольчуги, в ярости, как бешеные соба ки или волки, кусали свои щиты и были сильными, как медведи или быки. Они безжалостно убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда»1. Чаще всего эти неукротимые разбойники «были родом с Хало- галанда, и сильнее и выше ростом, чем прочие люди, впадая в ярость, ни кого не щадили. Они уводили мужних жен и дочерей и, продержав неде лю или две у себя, отсылали назад»2. Приведенное описание нравов бер- серков из «Саги о Греттире», датируемой IX веком, отражает общую 1 Snorri Sturluson. Heimskringla. Reykjavik, S. 6. Цит. по: Селицкий А.И. Воданические короли / / Скандинавские чтения. СПб., 2002. С. 49. 2 «Саге о Греттире». Цит. по: Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л , 1985. С. 54. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz