Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава I. Первый опыт просвещения на Крайнем Севере Европы а) Изображение Тора как «карманного» божка. Из статьи: Thor the wind-raiser / / Viking society for northern research text series. London, 2001. V. XV б) Неизменный атрибут поклонения Тору - подвески-молоточки. Из статьи: Thor the wind-raiser / / Viking society for northern research text series. London, 2001. V. XV в) Деревянные молоточки, непременный атрибут волхвования лопаря. >І,арять в бубен можно только специальным «молоточком Тора». Рисунок из книги: М. Consett. A tour through Sweden, Swedish-Lapland, Finland and Denmark. London, 1789 Надо отдельно сказать о наиболее значимом для жителей Севера боге по имени Тор. Поклонение ему было всеобщим и касалось всех северных народов. С приходом христианства и завершением эпохи кровавых походов се верных мореплавателей эти языческие традиции в полной мере сохрани лись и активно практиковались у аборигенов Крайнего Севера Европы - саамов (лопарей) и биармийцев (чуди, или народе вису). Управление по годой посредством магических приемов и даже активная торговля ветра ми нужного направления в дальнейшем стала одной из реальных статей дохода лопарского племени. Справедливости ради надо заметить, что у лопарей тесный контакт с «духами-помощниками» надежно поддер живался без упомянутых зверств и человеческих жертвоприношений. Иной была магическая духовность викингов. Тесная связь с силами тьмы, достигаемая кровавыми магическими ритуалами, приводила к тому, что многие из этих скандинавских воинов являли собой совер шенно особые существа - «воинов-зверей». Призывая себе в покрови- 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz