Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел III Барельеф с изображением бога Одина. Из книги: Bugge Alexander. Norges historie (800-1030) fremstillet for det norske folk 1-2. Utgitt av Aschehoug i Kristiania. 1910 и новый я зы к»1. Доминирование норманнского господства породило мощнейший отток эмиграции из Англии. Только лишь «в 1075 году от берегов Англии убыло в сторону Миклегарда [древнескандинавское назва ние Константинополя. - Е. М.] 350 кораблей. Флотом командовал граф Сигурд Глостерский. По самым скромным подсчетам, на этих кораблях эмигрировало около 10 000 человек»2. Это что касается роли норманнов в истории Западной Европы и труд ного процесса христианизации скандинавских язычников, пришедших на эти берега в результате грабительских походов и оставшихся там жить навсегда. При этом сами дальние рассадники этих очень жизнеспособ ных этносов все еще пребывали в жестоком и кровавом языческом миро устройстве, и берега Северных земель долгое время сопротивлялись принятию благовестил Христовой веры. В то же время надо ясно пони мать, что именно эпоха викингов (ІХ-Х вв.) и ее мощнейшие миграцион ные процессы привели к перелому в культурной жизни Севера Европы, «произведя глубокий переворот в религиозной жизни скандинавских народностей и широко раскрыв возможности христианского воздей ствия извне, шедшему, с одной стороны, из Северной Германии, с дру гой, и подчас главным образом, - из Англии и Ирландии»3. 1 Девис Р.Х.С. Нормандцы и их мифы. Лондон, 1976. С. 103. 2 Филлипс Э. Православное христианство и Старая Английская церковь. 1996. С. 29. 3 Браун Ф. Северная мифология / / Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1900. Т. 29. С. 2. 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz