Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 3. Исторические заблуждения и утраты в восприятии Кольского Севера ского мореплавания, некое морское богоискательство, глубокий поэти­ ческий символизм отношений моря и человека, корабля и мореплавателя свидетельствуют о глубинных корнях этой культуры. В русских былинах особым образом описываются подробности укра­ шения кораблей наших предков - «Сокола-корабля». «Только народ, всецело отдавшийся стихии морской жизни и нашедшей в ней не только средство удовлетворения практических нужд, но и высокие символы и прелесть поэзии, народ, для которого море стало отчизною, для него и корабль переставал быть просто средством передвижения, но живым, одушевленным существом, ближайшим другом и товарищем»1. С древних времен кольские поморы на судах собственной постройки массово ходили на чрезвычайно отдаленные промыслы. Так, капитан Стивен Бэрроу в середине XVI века свидетельствовал, что только «из Колы вышло 30 лодей на Печеру для ловли моржей»2. Тогда же он запи­ сал в своем дневнике: «В 6 часов утра к нашему борту причалила русская двадцативесельная ладья, в которой было 24 человека... Пока мы стояли на этой реке Коле [Кольский залив - Е. М.], мы ежедневно видели, как по ней спускалось вниз много русских ладей, экипаж которых состоял ми­ нимально из 24 человек, доходя на больших до 3 0»3. Как мы видим, упомянутые рыболовецкие суда, «русские лодьи», да­ леко не «утлый челн убогого чухонца», а промышленные суда большой мореходности. «Судно это подымает от 2 до 12 тысяч пудов [от 32 до 200 тонн. - Е. М.], вооружение его состоит из трех мачт»4. При этом, как не без удивления отмечал в 1556 году все тот же знаме­ нитый английский капитан Стивен Бэрроу, «русские смелые и хорошие мореходцы, и у них такие суда, которые шли скорее английских»5. Строительство судов таких размеров было весьма привычным, мож­ но сказать, обыденным делом русских поморов. «Для постройки судов 1 Забелин И. Скандинавский корабль на Руси / / Сборник Отделения русского языка и сло­ весности. СПб., 1890. С. 566. 2 Дерганее Н. Подробное описание Лопской земли / / Архангельские губернские ведомости. 1869. Ns 96. (Далее: Дерганее. Подробное описание Лопской земли). 3 Описания, сделанные шкипером Стифеном Бэрроу, командиром корабля «Серчсрифт» (Searchthrift) в 1556 году. См.: Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. М., Соцэкгиз. 1937. С. 22. 4 Дерганее. Подробное описание Лопской земли. 1869. № 96. 5 Описания, сделанные шкипером Стифеном Бэрроу, командиром корабля «Серчсрифт» (Searchthrift) в 1556 году. Цит. по: Жилинский А.А. Крайний Север Европейской России. Архан­ гельская губерния. П., 1919. С. 151. (Далее: Жилинский А.А. Крайний Север). 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz