Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 3. Исторические заблуждения и утраты в восприятии Кольского Севера Согласно Писцовым книгам 1609-1610 годов, на Мурманском береге насчитывалось 50 промысловых пунктов рыбопромышленников, 21 ста новище на западной части и 29 становищ на восточной части Мурман ского берега. § 2. Исконные традиции российского северного мореплавания К ольский Север и Беломорье - наши исконные территории, где с древности Русь владела морями и где формировались крепкие традиции русского мореплавания. Отдавая должное великим деяниям «Петра-титана», приведшим к созданию регулярного Российского флота, необходимо подчеркнуть и то, что история российского судостроения и мореплавания началась не с «ботика Петра Первого». Можно понять желание иных почитателей западного цивилизационного выбора представить дело так, будто бы лишь в начале XVIII века «просвещенный Запад» приобщил варварскую страну к культуре мореплавания и судостроения. Авторитетнейший британский историк, создатель знаменитого во енно-морского справочника «Джейн», пишет об этом: «Полагают, что истоки русского военно-морского флота относятся к сравнительно недавней государственности, основанной Петром Великим, хотя в дей ствительности флот этот по праву может считаться более древним, чем британский флот. Веком ранее, чем король Альфред [Альфред Великий, IX век. - Е. М .] построил первые английские военные корабли, русские уже сражались в отчаянных морских боях, и тысячу лет назад именно русские были передовыми моряками своего времени»1. Можно скеп тически относиться к цифрам, приводимым в Повести временных лет, указывающим на огромное количество русских судов (10 тысяч кора блей), подошедших к Царьграду в 907 году при походе русского князя «Вещего Олега»2, но и в иных источниках цифры указываются весьма немалые: «в лето 6414 (906 год) пошел Олег на греки, и было 2000 ко раблей, а в корабли по 40 мужей»3. То есть суда эти были значительного 1 Fred. Т. Jane. The Imperial Russian Navy. It's past, present and future. London, 1899. P. 23. (Перевод автора). 2 «Ладейная флотилия была очень многочисленной: в цареградском походе Олега было более 1000 ладей; цифра 10.000 ладей в походе Игоря явно преувеличена».Воронин Н.Н. Средства и ііути сообщения / / История культуры древней Руси. Изд. Академии Наук СССР. М.Л., Т. 1. С. 288. 3 Летописец епископа Павла (БАН, собр. Доброхотова, № 18, л. 39). 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz