Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел II воды и часто на островах, остается в силе. Это еще раз указывает на некие магические погребальные, защитные функции лабиринтов, поскольку именно вода всегда являлась препятствием для нежелательных контактов живыхлюдей с душами усопших. «Традиция хоронить умерших на остро вах прослеживается на всей территории обитания предков лопарей с глу бокой древности (Южный Олений остров на Онежском озере, Большой Олений остров в Кольском заливе, остров Анзер Соловецкого архипела га) и ныне в полной мере наследуется саамами и выделяет их среди иных народов (Могильный остров на оз. Имандра у экостровских саамов, Остров Мертвых на р. Паз у печенгских саамов, Могильный остров на Енозере у семиостровсих саамов, Остров Мертвых Чальмны-Варрэ у ка- менских саамов и д р .)»1. И знаменитый остров на выходе из Кольского залива - Большой Олений - «был исключительно островом мертвых»2. Очевидна и неслучайность выбора Соловецких островов для этой роли, что связано с «распространенным на Европейском Севере III— II тыс. представлением об островах как некоем “перевалочном” пункте на пути в страну мертвых... с задачей обеспечить невозвращение умершего или его души из потустороннего мира... Та же функция у каменных ла биринтов Соловецких святилищ, символически связанных с тем миром, в которых запутываются души умерших, посредством специальных риту альных действий»3. По всему миру имеется множество каменных памятников, относя щихся к понятию менгиры. Это вертикально закопанные в землю камни, подчас циклопического размера, до 10 метров высотой и весом в десятки и даже сотни тонн. Аналогом этих памятников древних и, скажем прямо, неведомых нам цивилизаций являются наши знаменитые сейды. Отсут ствие на скалистых берегах Севера достаточного слоя почвы не позволя ло древним обитателям вкопать менгир, и он просто ставился на скалу, порой на специальные подставки из более мелких камней. Это вызывало впечатление летящего, парящего над землей камня, что в наше время на шло отражение в известной книге В.В. Чарнолусского «В краю летучего камня»: «Земля сильно прогрелась. Появилось марево. Порой оно на- 1 Аукьянченко Т.В. О некоторых особенностях погребального обряда кольских саамов / / Природа и хозяйство Севера. Мурманск, 1981. Вып. 9. С. 93. 2 Шмидт А.В. Древний могильник на Кольском заливе (Олений). М., Академия наук СССР, 1930. С. 14. ' Мартынов А.Я. О некоторых проблемах Соловецких святилищ / / Проблемы изучения исто рико-культурной среды Арктики. М., 1990, С. 273. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz