Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Историческая специфика и загадки Севера удалось идентифицировать этот остров. Надо полагать, что если мы сде­ лаем необходимые расчеты и опустим сушу Фенноскандии на десятки метров, необходимые для идентификации острова данные появятся в до­ статочном количестве, поскольку Финский залив, например, через Ла­ дожское и Онежское озера и иные водные и болотистые пространства Завлолочья соединится с Белым морем. И, конечно же, Скандинавия станет островом посредством расшире­ ния хорошо известного в Средневековье великого водного пути, соеди­ няющего Ботнический залив и Варангер-фьорд. В составе слова Скати- навия специалисты-филологи очевидным образом выделяют второй гер­ манский корень, обозначающий понятие «остров» (др .- нем. ouwa - на). Таким образом, уже в названии зафиксировано понимание островной природы нынешнего Скандинавского полуострова. Спустя столетия византийский историк Ѵ-ѴІ вв. по P. X. Прокопий Кесарийский вновь дал информацию о Крайнем Севере Европы, описав некий огромный остров Фулу. Следует заметить, что этот остров Фуле, или Туле, впервые был упомянут тысячелетие назад, в IV веке до P. X., греческим путешественником Пифеем в сочинении «Об Океане». Опи­ сание Пифея не позволило достоверно определить местоположение это­ го острова, в то же время Прокопий уверенно идентифицирует Фуле как Скандинавию. Этот «очень большой остров» он называет не иначе как «самый край обитаемой земли... далеко на севере. На этом острове, в обитаемой его части, живет тринадцать племен, очень многолюдных, и у каждого племени свой царь»1. То есть Прокопий, вслед за своими предшественниками, отстаивает особую роль этих крайне северных зе­ мель как «мастерской, изготовляющей племена, или как утробы, порож­ дающей народы»2. Житель Палестины, Прокопий в своих Летописях искренне удивля­ ется небывалому явлению полярного дня и полярной ночи в этих краях. Он описывает примечательную традицию этих мест в определенное вре­ мя зимы посылать «знающих людей на вершины гор, дабы увидеть пер­ вые признаки возвращающегося солнца. Получив эту добрую весть, на­ 1 Прокопий Кесарийский. Война с готами / Пер. с греч. Кондратьева С.П. М., 1950. Кн. II, Гл. 15. С. 210. 2 Иордан. О происхождении и деяниях готов. Getica / Вст. ст., пер. и коммент. Скржинской Е.Ч. М., 1960. Гл. IV С. 63. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz