Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Историческая специфика и загадки Севера удалось идентифицировать этот остров. Надо полагать, что если мы сде лаем необходимые расчеты и опустим сушу Фенноскандии на десятки метров, необходимые для идентификации острова данные появятся в до статочном количестве, поскольку Финский залив, например, через Ла дожское и Онежское озера и иные водные и болотистые пространства Завлолочья соединится с Белым морем. И, конечно же, Скандинавия станет островом посредством расшире ния хорошо известного в Средневековье великого водного пути, соеди няющего Ботнический залив и Варангер-фьорд. В составе слова Скати- навия специалисты-филологи очевидным образом выделяют второй гер манский корень, обозначающий понятие «остров» (др .- нем. ouwa - на). Таким образом, уже в названии зафиксировано понимание островной природы нынешнего Скандинавского полуострова. Спустя столетия византийский историк Ѵ-ѴІ вв. по P. X. Прокопий Кесарийский вновь дал информацию о Крайнем Севере Европы, описав некий огромный остров Фулу. Следует заметить, что этот остров Фуле, или Туле, впервые был упомянут тысячелетие назад, в IV веке до P. X., греческим путешественником Пифеем в сочинении «Об Океане». Опи сание Пифея не позволило достоверно определить местоположение это го острова, в то же время Прокопий уверенно идентифицирует Фуле как Скандинавию. Этот «очень большой остров» он называет не иначе как «самый край обитаемой земли... далеко на севере. На этом острове, в обитаемой его части, живет тринадцать племен, очень многолюдных, и у каждого племени свой царь»1. То есть Прокопий, вслед за своими предшественниками, отстаивает особую роль этих крайне северных зе мель как «мастерской, изготовляющей племена, или как утробы, порож дающей народы»2. Житель Палестины, Прокопий в своих Летописях искренне удивля ется небывалому явлению полярного дня и полярной ночи в этих краях. Он описывает примечательную традицию этих мест в определенное вре мя зимы посылать «знающих людей на вершины гор, дабы увидеть пер вые признаки возвращающегося солнца. Получив эту добрую весть, на 1 Прокопий Кесарийский. Война с готами / Пер. с греч. Кондратьева С.П. М., 1950. Кн. II, Гл. 15. С. 210. 2 Иордан. О происхождении и деяниях готов. Getica / Вст. ст., пер. и коммент. Скржинской Е.Ч. М., 1960. Гл. IV С. 63. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz