Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Историческая специфика и загадки Севера возвращение пятнадцать дней, и они увидели берег родной Британии»1. На всякий случай заметим, что от Кольского полуострова до Британии около 3000 км, что в путешествии под парусом как раз и займет 15 дней пути. Несколько столетий спустя, когда опыт мореплавания в высоких ши­ ротах в полной мере перешел к поморскому люду Новгородской Руси, вновь зазвучали рассказы о райских островах Севера. Так, в послании ар­ хиепископа Новгородского Василия Калики (XIV в.) к епископу Твер­ скому Феодору Доброму новгородский Владыка приводит свидетельства мореплавателей о реальном существовании таких райских земель2. Надо сказать, в этой переписке отразилось столкновение понятий о разуме мистическом и разуме духовном, что затрагивает представле­ ние о сущности вещей. То, что епископ Феодор отстаивал возможность существования только «мысленного», «духовного» рая и отрицал воз­ можность рая земного, материального, было не вполне ортодоксально и приближалось к оформившемуся позже еретическому учению Фео­ досия Косого о «разуме духовном», противостоящем «человеческим преданиям»3. В свою очередь, владыка Василий, который не сомневал­ ся в достоверности рассказа новгородского мореплавателя, тоже может быть обвинен в богословских заблуждениях4. Однако изложим суть этого рассказа: «Место того рая находил Мо- ислав Новгородец и сын его Иаков. Их всех было три юмы £три судна, лодки (ц.-слав.). - Е .М .], и одна из них погибла после долгих скитаний, а две других еще долго носило по морю ветром и принесло к высоким горам... И был свет многообразно светящийся, сияющий ярче солнца». В подлиннике написано: «свѣтъ бысть многочасьтный»5, то есть много­ составный, многокрасочный. По мнению исследователей, речь может идти о Северном сиянии. «А на горах тех слышали они пение, ликованья и веселья исполненное. И велели они одному из товарищей своих взойти 1 Плавание святого Брендана. С. 171. : Веселовский А.Н. Эпизоды о рае и аде в послании новгородского архиепископа Василия / / Разыскания в области русского духовного стиха. СПб., Вып. 6. 1891. С. 91 -104. ’ См.: КлибановА.И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI в. М., 1960. С. 138-149. 4 «Странно читать это послание ». Макарий (Булгаков), митрополит. История русской церкви. СПб., 1866. Т. 5. С. 153. (Далее: Макарий (Булгаков). История русской церкви). 5 Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае / Подг. текста, пер. и коммент. Н.С. Демковой) / / Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. СПб., 1999. Т. 6. С. 13. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz