Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Историческая специфика и загадки Севера В то же время византийские авторы пытались предложить и свои атрибуции земель гипербореев и их жителей. Если в начале X века (около 913 года) византийский писатель и ученый Арефа, архиепископ Кесарий­ ский, в комментарии на Апокалипсис пишет о гиперборейцах («крайних северных») «как о племени скифов, все губящих, куда бы они ни вторглись»1, то кX II - XIII векам «наиболее частыми в связи с конкрети­ зацией этого имени становятся упоминания Древней Руси, ее княжеств и областей»2. Так, в начале XIII века агиограф Иоанн Ставракий в «Сло­ ве на чудеса св. Димитрия Солунского» упоминает «росов всякого рода, которых вскармливает самый северный (гиперборейский) климат»3. В дальнейшем византийские историки наиболее последовательно и как непреложную истину всегда полагали факт идентичности понятий Ги­ перборея и Русь. Позже, в середине XIV века, византийский гуманист Никифор Григо- ра, упоминая Россию, помещает ее «среди гиперборейских гор», в край­ них северных («гиперборейских») пределах ойкумены4. Последний раз в византийской истории, перед своим закатом, Россию в связи с Гипербо- реей упомянул писатель и философ Георгий Гемист Плифон, который « к северу от России» помещает «залив Гиперборейского океана, замер­ зающий, по всей вероятности»5. Можно со всей уверенностью сказать, что «в византийской традиции категория “Севера” не только связана с Русью, но подчас и обозначает ее»6. Для «Греческого царства», для Царьграда, Россия и Север стали нераздельными понятиями. В полной мере это положение зафиксировано в греческой грамоте Акта Константинопольского собора 1593 года, утверждающего патриар­ шество на Руси и возводящего митрополита Иова в сан первого Патри­ арха. В тексте говорится об утверждении «патриаршего престола благо­ честивейшего и православного города Москова», поскольку «страна эта 1 Он же. Русь и «Гиперборея» в византийской традиции / / Север и история. Четвертые Фео- доритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2011. С. 131. 1 Он же. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. Т. 1. С. 722-723. 1 Ioakeimlberiotes. IoannouStaurakiouLogos... / / Makedonika. 1940.Т. 1.Р.370. 4 Nicephori Gregorae. Historiae byzantinae libri... / Ed. I. Bekkerus. Bonnae, 1855. Vol. 3. P. 199, 13-14; 511,16-18. 5 DillerA. A. Geographical Treatise of Georgius Gemistus Pletho / / Isis. Bruges, 1937. №. 27. P. 444. (Перевод Горянова Б.Т.). 6 Бибиков M.B. Русь и «Гиперборея» в византийской традиции / / Север и история. Четвертые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2011. С. 129. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz