Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел II жение из этих мест воспринималось как возвращение к свету, как подъем наверх. «В языковой культуре стран Евразии географическое направле­ ние - север - устойчиво ассоциируется с черным цветом»1. Отголоском этого понимания является традиционная закраска северного конца маг­ нитной стрелки компаса черным цветом. Если говорить о библейском восприятии Севера, то для древнего И з­ раиля также было характерно вносить в географические направления ду­ ховную компоненту: « И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Амос. 8 ,12). Каза­ лось бы, очевидное противопоставление север - юг при духовном аспек­ те рассмотрения борьбы света и тьмы, сил добра и зла трансформируется в антитезу север - восток. В свете вышесказанного становится объясни­ мым тот факт, что до Птолемея большинство карт были ориентированы верхней частью на юг, реже на восток, «но всегда восток и юг были предпочтительными»2. Во времена раннего Средневековья картография так называемых карт мира часто отдавала предпочтение «восточной ориентации, что отражало значение, придаваемое в библейской геогра­ фии востоку, где размещается рай »3. Что касается самих аборигенов Севера, то у скандинавов, например, направления на север и на восток как одинаково негостеприимные края подчас вообще совпадали. Есть немало странных случаев, когда во вполне достоверных исторических описаниях Севера направление «на восток» и «на север» взаимозаменяемы. «Такую путаницу можно весьма часто проследить в географических определениях в древнесеверной литерату­ ре. Поэтому мы уже должны мириться с тем, что страна великанов, а рав­ но и царство мертвых, помещаются попеременно: то на севере, то на востоке»4. Таким образом, с учетом вышесказанного становятся объяснимыми многие недоумения, связанные с современным прочтением древних изо­ бражений. Так, например, среди иллюстраций к Лицевому своду можно видеть миниатюру «Святой Александр Невский гонит врага из Руси», 1 Подосинов А.В. Ex Oriente Lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999. С. 371. 2 ПодосиновА.В. Ориентация древних карт. С древнейших времен до раннего Средневековья / / Вестник древней истории. 1992. №4. С. 17. 3 Мельникова Е.А. Древнескандинавские географические сочинения. М, 1986. С. 6. 4 Тиандер К.Ф. Поездки скандинавов в Белое море. С. 86. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz