Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 1. Сакральная составляющая восприятия Севера И сейчас понятие Похьёла несет в себе угрозу. Барельеф на здании в Хельсинки. Фото автора. 2011 г. Да и само название Севера - «N o rd» , увязанное с корнем, эпонимом Норвегии - «N o rr» , может свидетельствовать о «приурочению к Край нему Северу царства мертвых, что вполне сходилось бы в сопоставлении этого слова “nordr” с греческим “ѵёртероі” - “подземные боги, жители цар ства мертвых”. И тогда слово “norvegr” нужно признавать синонимом “helvegr” и толковать как дорога, путь, направление в царство мертвых»1. Само слово Хель (др.-сканд. Неі) означает как сами адские глубины, так и их повелительницу, богиню этого места наказания мертвых. Сюда ухо дят души тех, кто не принял смерть в бою и потому не достоин Вальхал лы - «чертогов Одина», «рая для доблестных воинов», где герои «пьют неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун и едят неиссякающее мясо вепря Сэхримнира»2. Что касается Лапландии, то в «Калевале» ее именуют не иначе как мрачной Похьёлой3 - страной, населенной племенем колдунов. Как сви- 1 Тиандер К.Ф. Поездки скандинавов в Белое море. С. 21. 2 Мелетинский Е.М. Мифологический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990. С. 67. 3 “Pohia" - слово, означающее “край” а кроме того - "убийство”, 'воровство”, “колдовство”. Kastern. Reiseerinneruugen aus denjahren. 1838-1844. St.-Pet., 1853. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz