Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 1. Сакральная составляющая восприятия Севера Образцы вулканической пемзы, найденные автором на острове вулканического происхождения Мадейра и на берегу Кольского залива но следовали законам этой вотчи ны «князя тьмы». Так, в древней шем финском эпосе «Калевала» Кольский Север предстает цар ством мрака и чародейства: там, под землей, находится обиталище мертвых, область Туони, в черных реках которой люди находят свою кончину. Об этом рассказывают нам руны, сложенные очевидца ми, древними обитателями этих мест, которые магическими прие мами легко достигали того под- Повелительница Похьёлы Старуха Лоухи атакует корабль героев карело-финского эпоса Калевала ЗеМНОГО МИра Страны ТуОНИ. В этой магической системе сторон света «богам-асам в скандинавской “Эдде” и карело-финским ге роям, “сынам Калевы”, противостоит некая Страна Севера, которая в силу чисто мифологического, “шаманского” отождествления севера с устьем реки и царством мертвых имеет явные хтонические [связанные с природной мощью земли или с подземным миром. - Е. М .] черты».1 В германско-скандинавском эпосе эта северная земля именуется Йотунгейм (др.-исл. Jotunheimr), и населена она великанами-йотунами. 1 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000, С. 270-271. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz