Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел II ловиях они бы ни пророчествовали - опасность народу богоизбранному народу неизменно возвещается с Севера. Если каждый раз эти пророчества истолковывать прямолинейно, в строго историческом контексте, и видеть в нихлишь предупреждение на­ роду иудейскому об очередных вражеских нашествиях соседних народов, то получим очевидное противоречие. Поскольку, если взглянем на карту, то обнаружим, что Вавилон тогда находился на востоке от Израиля, Египет на юге, а нашествие «народов моря» вообще происходило с запада. Исследователи библейских текстов признают, что при упоминании «врагов с севера» «описание скользит по границам эмпирических кате­ горий или даже выходит за них, и следует признать - Север - это направ­ ление, откуда спускаются демонические враги»1. Европейское христианство в полной мере наследовало ветхозаветное осмысление духовного потенциала Севера, и спустя тысячелетия вновь можно было услышать, что «там, на берегах океана, в горах пылает неуга­ симый огонь чистилища»2. О том, что этот огонь, вырывавшийся из зем­ ных глубин, еще не столь давно был географической реальностью, упоми­ нают и средневековые путешественники: «В этих местах, по слухам, есть очень высокие горы, которые, наподобие Этны (горы в Сицилии), посто­ янно изрыгают пламя»3. «Послы Московского Государя рассказывали также, что в тех местах они видели высочайшие горы, все время изрыгаю­ щие пламя, и что в самой Норвегии многие горы обрушились от непре­ рывного горения»4. Можно было бы воспринимать эти сообщения скеп­ тически, но регулярное обнаружение на берегах Кольского Севера вы­ брошенной вулканической пемзы заставляет более взвешенно относить­ ся к свидетельствам древних. Тем более что этому явлению находятся исторические свидетельства: «Н а берегах Кольского залива и у поселе­ ния Кола на берег выбрасывается серая и черноватая пемза»5. Такое восприятие Севера как места концентрации сил зла в полной мере признавали и сами аборигены края, и, более того, они неукоснитель- 1 Childs B.S. Myth and Reality in the Old Testament, Naperville, Illinois, 1960. P. 49. Цит. no: ВестелъЮ.А. Амбивалентность библейского Севера / / Север и история. Четвертые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб, 2011. С. 121. 2 Карамзин Н.М. История Государства Российского. СПб, 1997. Т. 7. С. 541 -542. 3 ГваньиниАлександр. Описание Московии. М , ГрекоАатинский кабинет. 1997. С. 88. 4 Герберіитейн Сигизмунд. Записки о Московии. М , МГУ 1988. С. 165. 5 Севергин В.М. Опыт минералогического землеописания Российского государства. СПб, 1809. Ч. 2. С. 32. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz