Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел II ловиях они бы ни пророчествовали - опасность народу богоизбранному народу неизменно возвещается с Севера. Если каждый раз эти пророчества истолковывать прямолинейно, в строго историческом контексте, и видеть в нихлишь предупреждение на роду иудейскому об очередных вражеских нашествиях соседних народов, то получим очевидное противоречие. Поскольку, если взглянем на карту, то обнаружим, что Вавилон тогда находился на востоке от Израиля, Египет на юге, а нашествие «народов моря» вообще происходило с запада. Исследователи библейских текстов признают, что при упоминании «врагов с севера» «описание скользит по границам эмпирических кате горий или даже выходит за них, и следует признать - Север - это направ ление, откуда спускаются демонические враги»1. Европейское христианство в полной мере наследовало ветхозаветное осмысление духовного потенциала Севера, и спустя тысячелетия вновь можно было услышать, что «там, на берегах океана, в горах пылает неуга симый огонь чистилища»2. О том, что этот огонь, вырывавшийся из зем ных глубин, еще не столь давно был географической реальностью, упоми нают и средневековые путешественники: «В этих местах, по слухам, есть очень высокие горы, которые, наподобие Этны (горы в Сицилии), посто янно изрыгают пламя»3. «Послы Московского Государя рассказывали также, что в тех местах они видели высочайшие горы, все время изрыгаю щие пламя, и что в самой Норвегии многие горы обрушились от непре рывного горения»4. Можно было бы воспринимать эти сообщения скеп тически, но регулярное обнаружение на берегах Кольского Севера вы брошенной вулканической пемзы заставляет более взвешенно относить ся к свидетельствам древних. Тем более что этому явлению находятся исторические свидетельства: «Н а берегах Кольского залива и у поселе ния Кола на берег выбрасывается серая и черноватая пемза»5. Такое восприятие Севера как места концентрации сил зла в полной мере признавали и сами аборигены края, и, более того, они неукоснитель- 1 Childs B.S. Myth and Reality in the Old Testament, Naperville, Illinois, 1960. P. 49. Цит. no: ВестелъЮ.А. Амбивалентность библейского Севера / / Север и история. Четвертые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб, 2011. С. 121. 2 Карамзин Н.М. История Государства Российского. СПб, 1997. Т. 7. С. 541 -542. 3 ГваньиниАлександр. Описание Московии. М , ГрекоАатинский кабинет. 1997. С. 88. 4 Герберіитейн Сигизмунд. Записки о Московии. М , МГУ 1988. С. 165. 5 Севергин В.М. Опыт минералогического землеописания Российского государства. СПб, 1809. Ч. 2. С. 32. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz