Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

ГЛАВА ПЕРВАЯ САКРАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОСПРИЯТИЯ СЕВЕРА § 1. Духовное восприятие Севера в истории О бширные пространства Европейского Севера в целом и Коль­ ского полуострова в частности в плане исторической информа­ ции о древних временах можно по-прежнему отнести к понятию «Terra Incognita» (Неизвестная земля). Необходимо признать, что собрать во­ едино разрозненные и весьма скудные сведения, дошедшие до нас из глу­ бины веков, дабы получить мало-мальски целостную картину, весьма за­ труднительно. История порой оставила нам, даже в масштабе тысячелет­ ней Руси, лишь «осколки» сведений об этом крае, не говоря уже о древ­ нейшем мире, существовавшем здесь много тысячелетий назад. Следует признать, что на протяжении всей истории человечества Се­ вер являл собой нечто загадочное, мистическое и притягательное. Пись­ менные источники глубокой древности, касаясь северного направления, неизменно связывали его с владениями сил самых великих богов языче­ ского мира. Восприятие Севера и в современных языческих религиях мира про­ должает следовать в русле этих древних традиций. Их основополагаю­ щие религиозные книги, индийская «Ригведа» и зороастрийская «Аве­ ста», нередко обращаются к великому духовному потенциалу Севера, канонизируя сакральную устремленность к Северному полюсу. Древнегреческий историк Геродот Галикарнасский, рассуждая о роли северных (гиперборейских) народов, уверенно указывает на них как на первоисточник эллинских языческих верований. «Образ богослужения и некие святыни, завернутые в пшеничных снопах, именно Гиперборей­ цы принесли Скифам, а от Скифов приняли богослужения окольные на­ роды, от сих и греки, и напоследок образ богослужения принят от жите­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz