Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
ГЛАВА ПЕРВАЯ САКРАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОСПРИЯТИЯ СЕВЕРА § 1. Духовное восприятие Севера в истории О бширные пространства Европейского Севера в целом и Коль ского полуострова в частности в плане исторической информа ции о древних временах можно по-прежнему отнести к понятию «Terra Incognita» (Неизвестная земля). Необходимо признать, что собрать во едино разрозненные и весьма скудные сведения, дошедшие до нас из глу бины веков, дабы получить мало-мальски целостную картину, весьма за труднительно. История порой оставила нам, даже в масштабе тысячелет ней Руси, лишь «осколки» сведений об этом крае, не говоря уже о древ нейшем мире, существовавшем здесь много тысячелетий назад. Следует признать, что на протяжении всей истории человечества Се вер являл собой нечто загадочное, мистическое и притягательное. Пись менные источники глубокой древности, касаясь северного направления, неизменно связывали его с владениями сил самых великих богов языче ского мира. Восприятие Севера и в современных языческих религиях мира про должает следовать в русле этих древних традиций. Их основополагаю щие религиозные книги, индийская «Ригведа» и зороастрийская «Аве ста», нередко обращаются к великому духовному потенциалу Севера, канонизируя сакральную устремленность к Северному полюсу. Древнегреческий историк Геродот Галикарнасский, рассуждая о роли северных (гиперборейских) народов, уверенно указывает на них как на первоисточник эллинских языческих верований. «Образ богослужения и некие святыни, завернутые в пшеничных снопах, именно Гиперборей цы принесли Скифам, а от Скифов приняли богослужения окольные на роды, от сих и греки, и напоследок образ богослужения принят от жите
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz