Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел IV На карте Помпония Мелы I века по P. X. берега, заселенные скифами и гипербореями, омывает Скифский океан, расположенный на месте нынешнего Северного Ледовитого океана Упомянутые нами саамы-сколты, населявшие Кольский полуостров, всегда были немногочисленны, не более двух тысяч человек1, но при этом они имели твердое убеждение, что «они другие», не «финно-угорские»2. «Лапландцы во многом сходны с древними скифами... по образу их жиз­ ни видно, что они происходят от скифов; а сходствуют ли между собой языки их, то могут испытать ученые»3. И действительно, лингвистические исследования их языка не дают оснований причислять сколтов к подлинным носителям финно-угорско­ го языка, поскольку треть используемой ими субстратной лексики не на­ ходит соответствия среди уральской языковой семьи. И это несмотря на то, что язык саамов-сколтов в течение долгих тысячелетий контактировал с прибатийско-финскими языками, в первую очередь с финским. Также и с точки зрения антропологии, «в генетическом отношении саамы явля­ ются уникальной группой населения Европы. Американский иммунолог У Бойд (Boyd, 1950) выделил “лапоноидную расу” как одну из пяти расо­ вых групп населения Европы»4. Так что, вполне возможно, название «Скифский океан», указанное на месте Северного Ледовитого океана на старинных картах, идет от древних скифов, осевших здесь с незапамятных времен и сохранившихся в малом этносе русских лопарей, «сколт-саамов». ! Численность саамов-сколтов составляет всего около ЮООчеловек: 600 человеквФинляндии, 150 в Норвегии и 250 в России. Саамы-сколты отличаются от других групп саамов: они имеют свой язык, культуру, традиционное рукоделие, одежду. Со времен проповеди преподобного Трифона вначале XVI века саамы-сколты исповедуют православие. : Об этом говорили автору саамы рода Ивановичей, последних представителей норвежских саамов-сколтов поселка Нейден, бывшего русского Нявдемского прихода. Именно за отстаивание этой мысли норвежские саамы подвергались сильному давлению. «В Норвегии нет другого мень­ шинства, как сколты, жившего в условиях такого угнетения со стороны местного населения и госу­ дарства в целом» (Епископ епархии Северный Холугаланд Пер Оскар Хёлос, 25.09. 2011, Нейден). ' Новые и достоверные известия о лапландцах Кнуд-Лемса. С. 3. 4 Козлов А .І1., Лисицын Д.Я, Козлова М.А. Кольские саамы в меняющемся мире. Москва, 2008. С.З.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz