Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел IV На карте Помпония Мелы I века по P. X. берега, заселенные скифами и гипербореями, омывает Скифский океан, расположенный на месте нынешнего Северного Ледовитого океана Упомянутые нами саамы-сколты, населявшие Кольский полуостров, всегда были немногочисленны, не более двух тысяч человек1, но при этом они имели твердое убеждение, что «они другие», не «финно-угорские»2. «Лапландцы во многом сходны с древними скифами... по образу их жиз ни видно, что они происходят от скифов; а сходствуют ли между собой языки их, то могут испытать ученые»3. И действительно, лингвистические исследования их языка не дают оснований причислять сколтов к подлинным носителям финно-угорско го языка, поскольку треть используемой ими субстратной лексики не на ходит соответствия среди уральской языковой семьи. И это несмотря на то, что язык саамов-сколтов в течение долгих тысячелетий контактировал с прибатийско-финскими языками, в первую очередь с финским. Также и с точки зрения антропологии, «в генетическом отношении саамы явля ются уникальной группой населения Европы. Американский иммунолог У Бойд (Boyd, 1950) выделил “лапоноидную расу” как одну из пяти расо вых групп населения Европы»4. Так что, вполне возможно, название «Скифский океан», указанное на месте Северного Ледовитого океана на старинных картах, идет от древних скифов, осевших здесь с незапамятных времен и сохранившихся в малом этносе русских лопарей, «сколт-саамов». ! Численность саамов-сколтов составляет всего около ЮООчеловек: 600 человеквФинляндии, 150 в Норвегии и 250 в России. Саамы-сколты отличаются от других групп саамов: они имеют свой язык, культуру, традиционное рукоделие, одежду. Со времен проповеди преподобного Трифона вначале XVI века саамы-сколты исповедуют православие. : Об этом говорили автору саамы рода Ивановичей, последних представителей норвежских саамов-сколтов поселка Нейден, бывшего русского Нявдемского прихода. Именно за отстаивание этой мысли норвежские саамы подвергались сильному давлению. «В Норвегии нет другого мень шинства, как сколты, жившего в условиях такого угнетения со стороны местного населения и госу дарства в целом» (Епископ епархии Северный Холугаланд Пер Оскар Хёлос, 25.09. 2011, Нейден). ' Новые и достоверные известия о лапландцах Кнуд-Лемса. С. 3. 4 Козлов А .І1., Лисицын Д.Я, Козлова М.А. Кольские саамы в меняющемся мире. Москва, 2008. С.З.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz