Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Борьба за власть в Лапландии после 1237 года Крест-домовина над могилой возвращенных в 2011 году останков 94 саамов. Поселок Нейден (Норвегия, Сер- Варангер). Фото автора 2016 г. Церковь св. Александра Невского на мысе Ворьема, что в Фильманской бухте И если эта территория северного берега залива Варангер-фьорд ото­ шла к Норвегии еще во времена Иоанна Грозного, то южный берег зали­ ва мы потеряли относительно недавно и бездарно. Нявденский «Летний погост», нынешний норвежский Нейден, пе­ рестал быть российским в 1826 году, когда была проведена государствен­ ная граница между Россией, Финляндией и Норвегией. При этом, вплоть до революционных событий XX века и отделения в 1917 году Великого княжества Финляндского от России, этот лопарский православный при­ ход на норвежской территории, наряду с Пазрецким (Боисоглебским), продолжал окормляться русскими священниками, в частности прото­ иереем Константином Щеколдиным (1867-1916). Только сейчас, в последние годы, это место стало территорией, особо охраняемой в Норвегии как «Skoltebyen в Нейдене», или «город скол- тов». К сожалению, это произошло слишком поздно, лишь после того, как практически все русские сколт-саамы были принудительно и жестоко ассимилированы и просто «выжиты» с этого места властями Норвегии в течение прошедшего XX столетия1. 1 О характере отношения властей к русским саамам говорит следующий факт. В 1915 году представители университета Осло, несмотря на протесты местного населения, изъяли «для антропологических исследований» скелеты 94 саамов из захоронений, имевшихся рядом с поселком на берегу реки Нейден. Лишь в 2011 году останки с извинениями были возвращены на кладбище. 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz