Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел I ние жители на Восточную Ботнию»1. Калька со скандинавской «Вели­ кой Суомии» - русская «Великая Лапландия». Как явление особого Промысла Божьего о воссоздании подлинной истории просвещения Кольского края надо воспринимать недавнее от­ крытие рукописного сборника древних «Канонов» начала XVII века письма соловецкого книжника архимандрита Сергия (Шелонина)2, счи­ тавшегося навсегда утерянным вследствие разорения монастыря после «Соловецкого сидения». Таким образом, прошедшие пятнадцать лет работы принесли весьма достойные плоды. Наш край наконец-то обрел свой подлинный духов­ ный фундамент, и имена наших первоучителей и заступников Кольско­ го Севера, преподобных Трифона Печенгского, Феодорита Кольского и Варлаама Керетского, заняли подобающие места в истории нашего края. Сегодня ни серьезный ученый, занимающийся изучением истории Кольского Севера, ни школьный учитель, ни просто северянин не сможет обойтись без фактов из Житий этих подвижников и вдохновляющей вы­ соты их духовного подвига. Становится все более очевидным, что дальнейшее полноценное раз­ витие исторической науки немыслимо без ясного понимания того, что тысячелетняя история России неразрывно связана с историей россий­ ского православия. Мы не преодолеем волюнтаризм и ангажированность научного поиска, пока вновь не взглянем на историю с позиции верую­ щего человека - «как на тайну и трагедию. Тайну спасения и трагедию греха»3. Пока же на сегодняшний день по-прежнему остро стоит про­ блема реально существующих отличий в подходах к исследовательской работе специалиста-историка с богословским образованием и историка, живущего вне богословской традиции и церковного Предания в целом. И в этом случае часто становится очевидной справедливость слов апо­ стола Павла: «Душевным человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не можетразуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2,14). 1 ОлофДалин. История Шведского государства в 8 томах. СПб., 1805-1807. Т. 2. С. 864. 2 «Канон преподобному Трифану Печенгскому чудотворцу», «Канон преподобному Варлаа- му Керетьцкому, новому чюдотворцу». Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Ни- кандровой пустыни. № 292. Ал. 92-97 и 413- 420 об., соответственно. ■’ Флоровский Георгий, протоиерей. Положение христианского историка / Догмат и История. М., 1998. С. 79.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz