Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел I ние жители на Восточную Ботнию»1. Калька со скандинавской «Вели кой Суомии» - русская «Великая Лапландия». Как явление особого Промысла Божьего о воссоздании подлинной истории просвещения Кольского края надо воспринимать недавнее от крытие рукописного сборника древних «Канонов» начала XVII века письма соловецкого книжника архимандрита Сергия (Шелонина)2, счи тавшегося навсегда утерянным вследствие разорения монастыря после «Соловецкого сидения». Таким образом, прошедшие пятнадцать лет работы принесли весьма достойные плоды. Наш край наконец-то обрел свой подлинный духов ный фундамент, и имена наших первоучителей и заступников Кольско го Севера, преподобных Трифона Печенгского, Феодорита Кольского и Варлаама Керетского, заняли подобающие места в истории нашего края. Сегодня ни серьезный ученый, занимающийся изучением истории Кольского Севера, ни школьный учитель, ни просто северянин не сможет обойтись без фактов из Житий этих подвижников и вдохновляющей вы соты их духовного подвига. Становится все более очевидным, что дальнейшее полноценное раз витие исторической науки немыслимо без ясного понимания того, что тысячелетняя история России неразрывно связана с историей россий ского православия. Мы не преодолеем волюнтаризм и ангажированность научного поиска, пока вновь не взглянем на историю с позиции верую щего человека - «как на тайну и трагедию. Тайну спасения и трагедию греха»3. Пока же на сегодняшний день по-прежнему остро стоит про блема реально существующих отличий в подходах к исследовательской работе специалиста-историка с богословским образованием и историка, живущего вне богословской традиции и церковного Предания в целом. И в этом случае часто становится очевидной справедливость слов апо стола Павла: «Душевным человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не можетразуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2,14). 1 ОлофДалин. История Шведского государства в 8 томах. СПб., 1805-1807. Т. 2. С. 864. 2 «Канон преподобному Трифану Печенгскому чудотворцу», «Канон преподобному Варлаа- му Керетьцкому, новому чюдотворцу». Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Ни- кандровой пустыни. № 292. Ал. 92-97 и 413- 420 об., соответственно. ■’ Флоровский Георгий, протоиерей. Положение христианского историка / Догмат и История. М., 1998. С. 79.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz