Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел IV МЕСТО ВАЛИТОВА ГОРОДИЩА ПО КНИГЕ БОЛЬШОМУ ЧЕРТЕЖУ И «ОПРОСНЫМ РЕЧАМ 1592 ГОДА» гими словами, как мы уже говорили выше, известная аналогия, которой давно оперируют историки: «мурмане» это искаженное «норманы - норвежцы», становится не столь очевидной. Историку Карамзину показалось необходимым устранить возник­ шую нестыковку, и в своем изложении он заменил слово «мурмане» на «лопари», что лишь осложнило установление истины. Как известно, ло­ пари никогда не искали защиты у норвегов от русских (скорее, наоборот). Хорошо известно традиционно доброе и уважительное отношение меж­ ду этими нашими народами. «Заключающие между собой братский союз меняются нательными крестами - “крестоваются”. Лопари любят этот обычай и заключают такой союз не только между собойі, но и срусскими»1. Так что здесь речь идет все о тех же биармийцах (мурманах), изгнан­ ных с Кольского Севера при новгородском князе Александре Ярославиче в середине XIII века. Биармийцы, принятые тогда королем «Норвецких Немцев» и размещенные на территории норвежского Галогаланда, при­ несли с собой и этноним «мурмане», что в дальнейшем внесло соблазн найти единые словарные корни в именовании этих народов. Великий князь Александр, осуществляя в середине XIII века миссию 1 ЕфименкоП.С. Юридические обычаилопарей, корелов исамоедовАрхангельской губернии / / Записки Императорского русского Географического общества по отделению этнографии. СПб., 1878. Т. 8. С. 20. (Далее: Ефименко. Юридические обычаи лопарей). 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz