Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел IV Камни-сейды, в которые «схоронилась чудь», несли в себе энергию, темную силу тех своих давних владельцев, и, обращаясь к ним, к этим каменным «старикам» и «старухам», можно было подпитаться их бесовской си­ лой1. Но для этого человек должен был при­ знать их могущество и относиться к этим ме­ стам с благоговейным почтением. «К этим “passe-walk” (священным местам) лопари пи­ тали большое уважение, граничащее со стра­ хом. Они никогда не рисковали раскинуть вблизи свои чумы, боясь, чтобы крик детей или иной шум не потревожил святость тех мест, что могло навлечь какие-либо напасти»2. О том, что эти материальные остатки, уце­ левшие предметы того древнего языческого мира продолжают нести в себе силу их преж­ них владельцев и напитаны той магической ду­ ховностью, хорошо знали не только аборигены Севера, но и поморское население. По свиде­ тельствам очевидцев, все артефакты, связан­ ные с каменным веком (топорики, стрелы, ножи и пр.) считались очень ценными наход­ ками и использовались для «домашней магии». «Недалеко от села были найдены два кремневых топорика. Как ни странно, в Кандалакше они ста­ ли врачебным средством: их обладатель лечит ими от всех болезней, при­ кладывая топорик к пояснице больного или давая ему пить воду, скачен­ ную стопорика. Продать такойтопорикмужиккатегорически отказался».3 Другими словами, каменные мегалиты Севера - сейды - это не истука­ ны, идолы и кумиры. Это материальные объекты, ставшие сосредоточием энергии, связанной с конкретными темными духовными сущностями (пад­ Жители Крайнего Севера хорошо чувствовали черную энергию древних обитателей края. На рисунке тесало каменного века, покрытое магическими рунами. Рис. из книги: Olf Rudbecks. Atlands eller Manheims. P. 2. Upsalae, 1689 1 «Лопари часто называют сейды "стариком” или “старухой”, и этот обычай идет с древних лопарей». Визе В.Ю. Лопарские сейды / / Изв. Архангельского общества изучения Русского севера. 1912. №9. С. 457. 2 Acerbi С. Voyage au Cap-Nord par la Suede, la Finlande et la Laponie. Paris, 1804. Vol. III. P. 261. (Пер. В.Ю. Визе). 3 Дурылин С. Кандалакшский «Вавилон». (К изучению северных лабиринтов). М., 1914. С. 4. 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz