Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел IV Камни-сейды, в которые «схоронилась чудь», несли в себе энергию, темную силу тех своих давних владельцев, и, обращаясь к ним, к этим каменным «старикам» и «старухам», можно было подпитаться их бесовской си лой1. Но для этого человек должен был при знать их могущество и относиться к этим ме стам с благоговейным почтением. «К этим “passe-walk” (священным местам) лопари пи тали большое уважение, граничащее со стра хом. Они никогда не рисковали раскинуть вблизи свои чумы, боясь, чтобы крик детей или иной шум не потревожил святость тех мест, что могло навлечь какие-либо напасти»2. О том, что эти материальные остатки, уце левшие предметы того древнего языческого мира продолжают нести в себе силу их преж них владельцев и напитаны той магической ду ховностью, хорошо знали не только аборигены Севера, но и поморское население. По свиде тельствам очевидцев, все артефакты, связан ные с каменным веком (топорики, стрелы, ножи и пр.) считались очень ценными наход ками и использовались для «домашней магии». «Недалеко от села были найдены два кремневых топорика. Как ни странно, в Кандалакше они ста ли врачебным средством: их обладатель лечит ими от всех болезней, при кладывая топорик к пояснице больного или давая ему пить воду, скачен ную стопорика. Продать такойтопорикмужиккатегорически отказался».3 Другими словами, каменные мегалиты Севера - сейды - это не истука ны, идолы и кумиры. Это материальные объекты, ставшие сосредоточием энергии, связанной с конкретными темными духовными сущностями (пад Жители Крайнего Севера хорошо чувствовали черную энергию древних обитателей края. На рисунке тесало каменного века, покрытое магическими рунами. Рис. из книги: Olf Rudbecks. Atlands eller Manheims. P. 2. Upsalae, 1689 1 «Лопари часто называют сейды "стариком” или “старухой”, и этот обычай идет с древних лопарей». Визе В.Ю. Лопарские сейды / / Изв. Архангельского общества изучения Русского севера. 1912. №9. С. 457. 2 Acerbi С. Voyage au Cap-Nord par la Suede, la Finlande et la Laponie. Paris, 1804. Vol. III. P. 261. (Пер. В.Ю. Визе). 3 Дурылин С. Кандалакшский «Вавилон». (К изучению северных лабиринтов). М., 1914. С. 4. 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz