Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Борьба за власть в Лапландии после 1237 года Великаны-йотуны встречают камнями корабли викингов. «Historia de gentibus...», О. Magnus, 1555 В преданиях народности самоедов также остались воспоминания о языческих волхвованиях биармийцев, заволоцкой чуди. «Чуди они при своили одно и то же имя, что и самим духам, покровителям различных предметов и стихий - “Сирте”, и поэтому смешивают чудь с духами- невидимками»1. Надо сказать, что такое отношение к древнему народу Би армии сложилось и в лопарских преданиях, а в дальнейшем и поморской духовной культуре. Все враждебное человеку, противостоящее добру и не сущее опасность, получило название «чудь». В норвежских сагах, «как и во многих других рассказах, биармийцы связаны с царством мертвых»2. У поморов еще в конце XIX века можно было услышать древнюю мо литву-заклятие против сил зла, что произносилось лицом на Север, кре стя воздушное пространство: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, чудь некрещеная, схоронись в камень, размечись по низовью, не от меня грешного, а от Креста Христова: не я крещу - Господь крестит; не я гоню Господь гонит. Молитвенники Соловецкие Зосима и Савватий - наши за ступники, и Трифон Печенгский - предстатель и заступник, и Варлаам Керетский - наша надежда: во веки веков. Аминь»3. Kristiania, 1878. Р. 108-109. (Перевод автора). 1 Ефименко П.С. Заволоцкая чудь. С. 86. 2 Тиандер К.Ф. Поездки скандинавов в Белое море. Случайные рассказы Саксона о биармийцах. С. 330. 3 Немирович-Данченко В.И. Страна холода. СПб., М., 1887. С. 203. 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz