Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел IV В упомянутой выше «Саге об Одде Стре ле» отмечается связь великанов с большими камнями и особые их при этом способности. Вождь великанов Бади, чувствуя присутствие на их территории «бородатых детей» - так они воспринимают норвежских мореходов, - „ произносит: «Вот я им сейчас пошлю от меня Воттоваара в Карелии г поклон!» И в этот момент герой саги Одд увидел, что на них с высоты летит большой камень. Мореплаватели по спешили отчалить от берега, когда следующий камень упал совсем рядом в море. «Третий камень прилетел столь огромных размеров, что все ужаснулись. От его падения возникла громадная волна»1. Вспомним, что на другом конце света в иную эпоху герой гомеровского эпоса великан Полифем также бросал огромные скалы вслед отплывающему Одиссею. В те жуткие языческие времена вся территория Крайнего Севера была пропитана темной силой мира падших духов и порожденных ими жутких симбиозов беса и человека - великанов, «полубогов» древности. Аборигены Севера, лопари, духовно формировались в этой атмосфере и могли рассчитывать лишь на свои магические способности и тайные знания в вопросе выживания в окружении различных монстров тех вре мен. И в дальнейшем они в полной мере, повседневно и буднично, обща лись со своими родовыми «духами-помощниками», и каждый лопарь был колдуном по определению. В той же мере эту языческую, магическую духовность нес в себе и би- армийский народ. Жители страны Вису, древняя весь Севера, оставила о себе воспоминания как о носителях темной силы «полночных земель», от которых лучше держаться подальше: «Жителям Вису запрещено ле том вступать в страну Булгар, потому что когда они приходят в эти обла сти, то, даже в самую сильную жару, воздух и вода холодают, как зимой, и у людей начинают гибнуть посевы. И это точно и многократно проверено»2. Об этом же можно прочитать и в норвежских сагах - «в 845 году нор манский викинг Рагнар был гоним неблагоприятной погодой, то слиш ком холодной, то слишком жаркой, которую вызывают биармийцы»3. 1 Тиандер К.Ф. Поездки норманнов в Белое море. С. 16. 2 Путешествие Абу Хамида. С. 31. 3 Storm Gustav. Kritiske bidrag til vikingetidens historie: (I. Ragnar Lodbrok og Gange-Rolf). 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz